Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 738
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста
Целевая группа
Представленный на конкурс проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от региональной специфики работы ДОО. Работа в проектном режиме предполагает также активное участие родителей (законных представителей) на некоторых этапах проекта: сбор копилки информации и копилки объектов (по теме проекта), изготовление готового продукта, презентация проекта (дети представляют проекты перед родителями).
Содержание проекта
Образовательная деятельность в рамках проекта направлена на развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста. Формой организации при этом является совместная деятельность (сотрудничество и сотворчество) педагога и ребенка, направленная на реализацию значимой для ребенка (детей) проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающаяся реальным, практическим результатом.
Необходимыми условиями успешной организации проектной деятельности мы считаем:
 наличие мотивации участников проекта (выявление проблемы, интерес к теме проекта),
 позиция педагога – позиция сотрудничества, внимания к личной инициативе и интересам ребенка (детей),
 позиция ребенка – активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками (сотворчество и сотрудничество), направленность на достижение результата.
Проектная деятельность организуется в соответствии с алгоритмом, включающим несколько этапов: постановка проблемы, определение целей и задач проекта, сбор копилок и их классификация, создание модели и изготовление нового продукта, презентация проекта и постановка новой цели.
В процессе осуществления этапов проектной деятельности организуются такие формы работы с детьми, как чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций, работа с Интернет - ресурсами (как источником информации), виртуальные экскурсии и познавательные презентации по теме проекта, коллекционирование, наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, обсуждение, дискуссии, схематизация и моделирование, практическая деятельность по созданию продукта с новыми свойствами, презентация проекта.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста ведущую роль на всех этапах проекта исполняет педагог. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают способы ведения исследовательской работы и могут самостоятельно выполнить проект по знакомому алгоритму (педагог при этом выполняет косвенную, направляющую роль).
Периодичность осуществления проектной деятельности определяется педагогом в зависимости от имеющихся познавательных интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, задач основной образовательной программы. Средняя продолжительность одного проекта в нашем ДОО - 2-3 месяца; в течение учебного года в каждой группе реализуются 2 - 3 проекта; параллельно могут быть реализованы индивидуальные и семейные проекты.
Данная методика может использоваться во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО) и видах детской деятельности.
Условия реализации проекта
Методику проектной деятельности реализуют воспитатели всех возрастных групп и специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) ДОО.
Для эффективной реализации проектов в ДОО необходим не педагог-носитель информации, а педагог-проектировщик, который организует познавательную творческую деятельность детей и их изобретательную деятельность; превращает любую образовательную ситуацию в пространство для воспитания и развития ребенка; способен проектировать развивающую педагогическую среду и самого себя.
Методикой проектной деятельности педагоги нашего ДОО овладевали в процессе инновационной деятельности учреждения по внедрению современной образовательной ТРИЗ-технологии, принимая участие во Всероссийских конференциях и стажировках. Коллектив нашего детского сада принимал участие в разработке и апробации методического комплекса "Я познаю мир" по освоению детьми способов познания, технологических карт освоения детьми способов исследовательской деятельности.
Методический и диагностический инструментарий: Т.А.Сидорчук "Я познаю мир". Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск, 2014.
Оборудование и инструментарий:
Для организации проектов не требуется специально оснащенного кабинета. Проектная деятельность может осуществляться в любом помещении ДОО: в групповой комнате, музыкальном и спортивном зале, на прогулочном участке и т.д., в домашних условиях. В качестве источников информации используется познавательная и художественная литература по теме проекта.
Дополнительно могут использоваться Интернет - источники и компьютерная техника: ноутбуки, интерактивные доски и пр.
Объекты для исследования собираются детьми, родителями и педагогами в соответствии с темой проекта (например, в ходе проекта "Меломания" дети собрали разные виды мелков; в ходе проекта "Re-Фома" - образцы тканей для школьной формы и т.д.). Для создания модели продукта могут потребоваться листы бумаги, карандаши или фломастеры, мольберты. Для проведения презентации проекта нужны мольберты, подготовленные в ходе проекта схемы, модели и пр.
Планируемые или полученные результаты
Результаты использования метода проекта:
 меняется позиция ребенка - это активное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность, любознательность;
 дети учатся доводить начатый проект до определенного результата, что положительно сказывается на формировании произвольности психических процессов;
 знания в проекте выстраиваются как системные, междисциплинарные, что позволяет обобщить их в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
 дети «играючи» осваивают способы ведения исследовательской работы, решения творческих задач;
 освоение детьми многообразных форм межличностных отношений и общения, появление чувства радости от совместного сотрудничества и сотворчества;
 позицией педагога становится позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимание к личной инициативе, к росту личности ребенка.
Проектная деятельность способствует становлению и развитию ключевых компетентностей ребенка: информационной, технологической и коммуникативной.
Информационная компетентность включает в себя ориентировку в различных источниках информации, оценивание той или иной информации для своей деятельности, формулировку выводов. Несомненно, включаются и умения поискового характера, главное из которых – умение задавать вопросы.
Коммуникативная компетентность - это умение продуктивно взаимодействовать в разных системах (ребенок - ребенок, ребенок - взрослый), получать необходимую информацию через общение; соотносить свои интересы с устремлениями других людей; умение оказывать и принимать помощь.
Технологическая компетентность, или компетентность решения проблем, связана с организацией поисковой деятельности, в которую включается ориентировка в новых нестандартных ситуациях, установления в них причинно-следственных связей, планирование деятельности, выбор способа действия, доведение начатого дела до конца и рефлексия, как основной механизм приобретения опыта работы с нестандартными ситуациями, умение проводить аналогии, прогнозировать результаты.
Видеоролик с рассказом о проекте