Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 729
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Патриотическое воспитание с дошкольников посредством
Название проекта
«Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
Целевая группа
Дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников, педагоги.
Критерием включения в целевую группу является возраст детей, в проекте приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Региональной спецификой работы с данной целевой группой является включение в нее детей национальности ханты и территориальная специфика – детский сад находится в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.
Содержание проекта
Целью реализации педагогического проекта является: формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе музейной педагогики.
Задачи:
1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников основ патриотизма.
2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах формирования основ патриотизма: создать образовательную среду, способствующую формированию основ патриотизма в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе музейной педагогики.
3. Совершенствовать систему оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста.
Новизна педагогического проекта заключается в преобразовании образовательного процесса, а именно: создание образовательной среды, способствующей формированию основ патриотизма в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе музейной педагогики.
Проект реализуется в формате экскурсий, совместной деятельности детей и взрослых.

Реализация педагогического проекта рассчитана на 2 года.
В рамках первого этапа – диагностико-организационного (январь-май 2016г.):
• - организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников;
• - усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;
• разработан педагогический проект формирования основ патриотизма на основе на основе музейной педагогики;
• был подобран и оформлен материал для мини-музея «Мой край – Югра» патриотической направленности.
В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2016 – май 2017гг.):
• - апробация педагогического проекта формирования основ патриотизма на основе музейной педагогики;
• осуществлялась деятельность в мини-музее патриотической направленности «Мой край – Югра»;
• • - создан мобильный мини-музей в группе. Дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции;
• - участие в педагогическом совете, семинарах-практикумах.
В процессе третьего этапа - итогово-аналитического (сентябрь-декабрь 2017 г.):
• - был проведен анализ результатов внедрения педагогического проекта по формированию основ патриотизма на основе музейной педагогики;
• - проанализирована деятельность мини-музея патриотической направленности «Мой край – Югра»;
• - обобщены результаты.
Условия реализации проекта
Проект реализовал воспитатель высшей квалификационной категории Александра Александровна Винявская.
Коллекции мини-музея располагаются на полках стены между вторым и третьим этажами, в виде планшетов. По следующим темам:
- «Моя родина – Россия»
- «ХМАО – Югра»
- «Природа нашего края»
- «Растительный мир Югры»
- «Животный мир нашего края»
- «Красная книгах ХМАО»
- «Коренные жители ХМАО»
- «Национальный костюм коренных жителей»
- «Мой любимый город»
- «Как зарождался Нижневартовск»
- «Достопримечательности и праздники Нижневартовска»
- «Памятники Нижневартовска»
- «Профессия нефтяник»
Информационные планшеты стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
Экспонаты мини-музея, расположенного в рекреации третьего этажа:
 - Выпиленные объемные силуэты северных оленей – 2 шт.
 - Манекен девочки в национальной одежде Ханты – 1 шт.
 - Чум из оленей шкуры – 1 шт.
 - Аквариум с моделями рыб: щука, налим, окуньки, стерлядь, нельма.
 - Изделия из мраморной крошки 12 штук: рыбак, девочка с бубном, девочка с олененком, шаман, лось, глухарь, белка, совы, медведь, ловля оленя, охота на медведя, поездка на олене.
 - Изделия из бересты: туесок, короб с крышкой, две декоративных тарелки.
 - Изделия из бисера: женские обереги – 6 шт., кошелек – 1 шт., головная повязка – 2 шт., колье – 1 шт., игольница – 2 шт., куклы Акань – 7 штук.
 - Бубен – 1 шт.
 - Демо-панели – 4 штуки с материалом по темам: история развития Ханты-Мансийского округа, хантыйский орнамент, северный мир в куклах и игрушках, игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании.
 - Большие куклы в национальной одежде Ханты – 2 шт.
 - Картины с использованием натуральных тканей – 2 шт.
 - Книги – 10 шт.
 - Навесные шкафы – 2 шт.
- Угловые шкафы – 2 шт.
При реализации Проекта использовался диагностический и методический инструментарий, разработанный Винявской Александрой Александровной.
Планируемые или полученные результаты
Обследование детей проводилось по следующим выбранным критериям:
- быт народа ханты и манси,
- фольклор,
- культура,
- народные игры,
- живая природа края,
- знания о крае и городе.
В начале реализации Проекта низкий уровень составил 70% и был обусловлен неспособностью детей назвать предметы быта ханты и манси, их предназначение, с помощью наводящих вопросов не смогли отгадать загадки. В ходе игровой деятельности слабо реагировали на замысел игры, плохо координировали свои действия с другими участниками игры. Средний уровень составил 30%.
В середине реализации Проекта были следующие результаты: Высокий уровень - 25%, средний - 35%, низкий - 40%.
К концу реализации Проекта низкий уровень составил 0%. Таким образом, знания детей о родном городе, крае, о жизни и быте коренного населения, умение детей наблюдать, анализировать, рассуждать составило: высокий уровень: 75% (22 ребенка), средний уровень – 25% (7 детей).
Видеоролик с рассказом о проекте