Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 696
Тематика
Развитие художественно-эстетических способностей
Название проекта
ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целевая группа
Базой инновационной деятельности стал МБДОУ ЦРР «Детский сад №24» города Орла. В инновационной деятельности приняло участие 3 педагога и 19 детей старшего дошкольного возраста.
Содержание проекта
На конкурс представлен педагогический проект по организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект имеет ярко выраженную практическую значимость, обусловленную недостаточной методической разработанностью проблемы организации детского художественного экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проект рассчитан на реализацию, как в системе НОД по изобразительной деятельности, так и в рамках студийных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В рамках реализации проекта предполагалось решение следующих задач:
1. Определить теоретические основы проблемы организации экспериментирования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности организации детского художественного экспериментирования в практике работы ДОУ.
3. Эмпирическим путем определить педагогические условия организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический проект рассматривается нами как разработанная система действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением условий, необходимых для эффективности всей системы действий с учетом имеющихся ресурсов.
Мы исходили из тезиса о том, что организация экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешной при следующих условиях:
1. Первое условие заключается в использовании различных вариантов организации детского экспериментирования и стимулирования познавательной активности детей:
- проблемные вопросы (Педагог спрашивает у детей, как без красок можно нарисовать пасмурное небо);
- игровая мотивация, просьба о помощи от имени игрового персонажа (И тогда царевны решили обратиться к вам за помощью: «Как нарисовать радугу, имея только три цвета?»);
- инсценирование с использование игровых персонажей (В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны - Красная, Желтая и Синяя. Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой. Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой. А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной);
- предоставление детям самостоятельности в выборе способа завершения начатого эксперимента (Далее каждый выбирает технику изображения сказочных существ, населяющих волшебный лес);
- использование элементов соревнования между детьми (В конце занятия мы с вами выберем самый необычный лес).
2. Второе условие предусматривало поэтапное освоение детьми различных видов экспериментирования в процессе изобразительной деятельности.
Нами были выделены три взаимосвязанных, следующих друг за другом этапа освоения художественного экспериментирования: побудительно-стимулирующий, конструктивно-формирующий и инициативно-творческий.
Принцип поэтапности прослеживался также в последовательном освоении детьми различных видов художественного экспериментирования.
Условия реализации проекта
Представленный на конкурс педагогический проект может быть востребован воспитателями, а также педагогами дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста.
Работа с детьми может осуществляться как в групповом помещении ДОО, так и в условиях специально оборудованной изостудии. Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Учитывая специфику проекта, необходимо обеспечить наличие разнообразных художественных материалов, а также материалов для нетрадиционного рисования.
Планируемые или полученные результаты
В результате проведённой работы дети старшего дошкольного возраста стали проявлять инициативу и творчество в решении проблемных задач; дети научились самостоятельно определять проблему и активно решать её, при этом предлагать различные варианты решений; дети научились действовать планомерно, аргументированно доказывать свою точку зрения; применять различные материалы для организации художественного экспериментирования; многие детей стали осознанно выбирать материалы для создания изображения в соответствии с их качествами и свойствами, а также выразительными возможностями; дети стали вербально формулировать, достигнут результат или нет, делать выводы, выдвигать идеи по улучшению результата.
С целью определения эффективности педагогической деятельности возможно использование следующих диагностических методик:
1. Диагностическая методика «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой.
Цель: выявить предпочитаемые детьми материалы для экспериментирования.
Содержание задания: воспитатель предлагает рассмотреть схематичное изображение зон с различными материалами и предметами:
1 – игровая зона;
2 – книжный уголок;
3 – уголок детского экспериментирования;
4 - уголок природы;
5 – зона изобразительной деятельности;
6 – зона конструирования.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда он должен отправиться в первую очередь».
Анализ полученных результатов.
Все три выбора фиксируются цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй - 2 балла, за третий - 1 балл.
2. Диагностическая методика «Художник-волшебник» Л.Н. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой.
Цель: выявить уровень развития экспериментирования с художественными материалами у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: мисочки, в которые вложены подушечки из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, кусочки поролона и губки, ватные палочки, печатки из ластика, зубные щетки, акварель, гуашь, карандаши.
Содержание задания: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на предметы, лежащие у него на столе, обращает внимание на то, что кисточки отсутствуют. Воспитатель ставит перед ребенком проблему: «Можно ли что-нибудь нарисовать без кисточек? Если можно, то, что и как?» После этого ребенку предлагается представить себя художником-волшебником и нарисовать что-нибудь, по желанию. Если ребенок затрудняется с выбором темы, то педагог предлагает выполнить рисунок на тему: «В лесу».
Воспитатель беседует с детьми и наблюдает за ходом выполнения ребенком рисунка.
Вопросы беседы:
1) Что ты хочешь нарисовать?
2) Что ты будешь использовать для рисования?
3) Почему именно эти предметы ты решил(а) использовать для создания своего рисунка?
4) Тебе нравится рисовать без кисточек или ты все- таки хотел бы, чтобы они были?
Анализ полученных результатов. Все ответы и действия ребенка фиксируются в протоколе. Полученные данные анализируются по показателям развития худ. экспериментирования
Видеоролик с рассказом о проекте