Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 647
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Коррекция и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Название проекта
Игровая методика обучения грамоте дошкольников с ОВЗ
Целевая группа
Дети 5-7 лет с ОВЗ (нарушения зрения, ТНР, слуха, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, нарушения интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы).
Данная система работы не имеет ограничений, возможно использовать ее для детей начиная с 4-летнего возраста, для детей с нормативным развитием.
Содержание проекта
Актуальность. Увеличение количества детей с различными психофизическими нарушениями, детей -инвалидов, ставит проблему получения ими качественного дошкольного образования, определяет необходимость создания специальных условий для детей с ОВЗ, разработку механизмов адаптации Программы для этой категории детей.
Данный проект посвящен поиску специальных методов, дидактических материалов, игровых пособий для оказания помощи детям с ОВЗ в освоении Программы дошкольного образования.
Гипотеза проекта. Использование приемов и методов образного обучения грамоте дошкольников с ОВЗ будет способствовать повышению у них познавательной мотивации, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель проекта: Повышение мотивации у детей с ОВЗ в процессе формирования у них предпосылок грамотности.
I.Образовательные:
1.Обучение детей чтению путем формирования полноценных лингвистических понятий о закономерностях русской письменности.
2. Формирование понятий о чтении как средстве познания и коммуникации (алфавит, история развития письменности, книгопечатания), интереса к процессу чтения и письма.
II.Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей на основе языковой ориентации на форму слова, развития фонематического слуха, овладения фонемным анализом и синтезом с помощью моделирования звучащей речи.
2. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений, слухозрительного и слухомоторного взаимодействия.
3. Развитие общей и ручной моторики.
4. Формирование графических навыков.
5. Развитие системного теоретического мышления, воображения, внимания и памяти.
III.Воспитательные:
1. Воспитание детской инициативы и самостоятельности, навыков эффективного сотрудничества сотрудничества логопеда и детей, детей друг с другом.
IV. Профилактические: Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения и речи.
Проект реализуется в форме организованной и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ, подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю, индивидуальные занятия не менее 3 раз в неделю. Проект рассчитан на 2 года (старшая и подготовительная группа).
Старшая группа. Этап фонемного анализа - блок "Чудеса Звукового леса".
Подготовительная группа. Знакомство с буквами, овладение элементарными навыками чтения и письма -блок "Мы- веселые Буквята!".Знакомство с историей письменности и книгопечатания. - блок "Откуда азбука пошла?.
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми проходит в форме игровой деятельности: свободных игр по выбору детей, "Дня интерактивных игр" (ИКТ) - 1 раз в неделю, реализации образовательных проектов в процессе интеграции содержания всех образовательных областей на основе взаимодействия с родителями и учреждениями социума - школой № 1, детской библиотекой, Музеем истории Донского казачества, детской художественной школой им.Н.Н.Дубовского, Центром космического тренажеростроения.

Условия реализации проекта
Проект реализуют учителя-логопеды, воспитатели групп компенсирующей направленности, родители. Необходимо специальное обучение в форме семинаров, тренингов, которые организует учитель-логопед.
Оборудование:Созданное мною игровое магнитное настенное панно "Страна слов". Красочное панно представляет собой карту путешествия по "Стране слов" со съемными лингвистическими персонажами. По мере прохождения тем - появляются (прикрепляются на карту) Мастер слогов и ударения, Звуковички (внешний вид которых дает их лингвистическую характеристику - гласные, согласные мягкие и твердые), Звукоморы и добрые волшебники Том и Тим. Дети играют со Звковичками, дарят им подарки, находят друзей, строят звуковые дома (звуковой анализ и синтез), в игровой форме развивая фонематическую готовность к чтению.Перебравшись через горный хребет , мы попадаем в город, где живут буквы -Буквинск. Каждый житель города живет в Буквинске в строгом соответствии с принципами русского языка (район гласных и согласных, самых звучных, парных, непарных, тупик беззвучных букв). Расселяя Буквят, дети не только запоминают зрительный образ букв , но и в игровой форме знакомятся с закономерностями построения русской письменности, овладевают принципом послогового чтения, достигают конечной цели путешествия - Замка Королевы Грамоты.
Дидактические игры. В процессе путешествия учитель-логопед организует различные обучающие игровые ситуации с жителями "Страны слов": "Узнай, кто я?", "Расскажи обо мне", "Спасаем Звуковичков от Звукоморов", "Подарки для Звуковичков", "Звуковички перевозят грузы", "Звуковички "Р" и "Л" на рыбалке", "Рассели Буквят", "Подружи Буквят". .
Игра "Кто в домике живет?" -авторская разработка (домик с пустыми силуэтами Звуковичков). Дети определяют характеристику и последовательность звуков в слове и заселяют домик, вставляя разноцветные фишки. Звуковички проявляются, наглядно представляя звуковую схему слова.
Театр Королевы Грамоты. Дети превращаются с помощью элементов костюмов (шапочки, плащи, волшебная палочка, короны ) в жителей Страны слов и Королеву Грамоты, сочиняют и разыгрывают сказки.
В процессе реализации данного проекта возможно использование любых дидактических материалов, в частности игры В.В.Воскобовича, интерактивные игры (н-р портала "Мерсибо").
Диагностический инструментарий: мною разработана диагностическая программа на основе логопедических методик, критериев "АООП дошкольников с ТНР" под ред Л.В.Лопатиной, "Методики психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи" Г.А.Волковой, "Психолого-педагогической диагностики развития детей" Е.А.Стребелевой.
Методический инструментарий: "Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР" Л.В.Лопатиной , "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред Л.И.Плаксиной, методика обучения грамоте Д.Б.Эльконина. Разработана программа , перспективные планы, презентации







Планируемые или полученные результаты
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования (согласно проблеме проекта): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Предполагаемый результат проекта: Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса через создание и использование системы обучения грамоте детей с ОВЗ на основе интеграции понятийного и образного мышления.
Достигнутый результат:
Дети. По результатам диагностики (май 2016 г) достигнуты следующие результаты:
Выпущено в школу с чистой речью -91%, со значительным улучшением - 9%.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте: Фонематический слух: 100% против 9% в начале обучения. Звуковой анализ:91 % против 9 % в начале обучения.
Уровень познавательной мотивации: достиг 100% у всех детей, независимо от структуры дефекта.
Овладели послоговым чтением все выпускники детского сада.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности созданной системы обучения грамоте детей с ОВЗ.
Родители. Повысились уровень компетентности родителей по вопросам обучения грамоте дошкольников, степень удовлетворенности деятельностью ДОУ, увеличилось количество обращений к учителю-логопеду.
Педагоги. Педагоги овладели технологией обучения чтению дошкольников, используют методы и приемы системы в практике работы.
Социум. Создание единого социокультурного пространства ДОУ с семьей и учреждениями социума – использование его ресурсов для воспитания будущего читателя, культурного человека (анкетирование, опрос).
Обучение чтению -это практический результат проекта. Но гораздо важней для меня, формирование познавательной мотивации, развитие личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ в процессе обучения чтению.
Видеоролик с рассказом о проекте