Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 579
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
"Детская журналистика"
Целевая группа
Дети 5-6 лет с нарушением речи, их родители, воспитатели, учитель-логопед. Для включения в проект проводилась диагностика по выявлению уровня развития диалогической речи воспитанников 5-6 лет, выявлялись уровни развития навыков диалогического общения. Диагностика состояла из серии заданий. 1. Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей: беседа по предложенной ситуации" (по Е.И.Радиной) (цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми); 2. Методика обследования речи по О. И.Крупенчук (цель: обследование речевого развития воспитанников).
Речь оценивалась по следующим критериям: 1.умение интонационно передавать диалог действующих лиц 2.умение составлять описание, повествование, рассуждение; 3.умение развивать сюжетную линию; 4.умение построить связный текст, используя все структурные элементы; 5.звуковая культура речи. Критерии речевых умений оценивались в процентах.
Оценка 80-100% соответствовала высокому уровню развития речи, 40-70% - среднему уровню; 0-30 % - низкому уровню.
Для участия в проекте были отобраны 8 детей с низким уровнем развития диалогической речи, учитывалось желание детей и согласие родителей.
Региональная специфика работы с данной целевой группой не выделялась.
Содержание проекта
Проект был разработан с целью формирования и расширения связной диалогической речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи. Тип проекта - творческий, был рассчитан на 5 месяцев, для его реализации был разработан перспективный план работы. Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, их речевые возможности в качестве приоритетных задач выделила следующие: расширять и активизировать словарный запас старших дошкольников, закреплять навыки ведения диалога, развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе. Были определены направления работы: разработка тематического плана проекта; организация сюжетно-ролевой игры "Мы-журналисты"; организация пресс-центра "Вести из "Ромашки", подбор дидактических и словесных игр для развития коммуникативных навыков у дошкольников, экскурсии, творческие встречи с журналистами; организация взаимодействия с родителями.
Образовательная деятельность осуществлялась 1 раз в неделю, в вечернее время, в просторном помещении, оборудованном аудиотехникой. Продолжительность занятия - 30 минут. Занятия строились в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.
Формирование и совершенствование речевой активности проходило в рамках сюжетно-ролевой игры "Мы-журналисты". Алгоритм игры представлен в проекте. Игра увлекла детей своим своеобразием и многообразием атрибутики, приближенностью к действительности. Для облегчения ведения диалога была разработана схема-подсказка, которая состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами с опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, бухгалтера, повара, медицинской сестры, у приглашенных журналистов.
Проект предусматривал активное взаимодействие с родителями. Родители принимали участие в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям; познакомились с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома». С родителями детей, участников проекта проведена беседа «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения». В ходе реализации проекта родители познакомились с памяткой «Обсуди интервью с ребенком", помогающей закреплять у ребенка навыки ведения диалога дома.
Итогом реализации проекта стала его презентация в форме выпуска и представления ежемесячной детско- родительской стенгазеты «Вести из «Ромашки»».
Условия реализации проекта
Проект был реализован учителем-логопедом и воспитателями группы. Особых требований к квалификации педагогов не предъявляется. Специального дополнительного обучения не требуется, педагогам достаточно ознакомиться с информационной картой проекта. Занятия проводились учителем-логопедом 1 раз в неделю по тематическому плану в течение 5 месяцев, в вечернее время, в просторном помещении (это может быть кабинет логопеда, музыкальный зал или другое свободное помещение площадью не менее 12 кв.м), оборудованном аудиотехникой. Оборудование и атрибутика к игре «Мы – журналисты»: компьютеры, кинокамеры, фотоаппараты, изготовленные совместно с родителями из бросового материала, блокноты с наклеенными опорными картинками-схемами для ведения диалога, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны. Для проекта необходим фотоаппарат для съемки; ноутбук для просмотра видеозаписей с "творческих командировок"; диктофон для прослушивания интервью с интересными людьми. Для оформления газет "Вести из "Ромашки"необходим оформительский материал (ватман, цветные карандаши, фломастеры, картинки, клей и т. д.). Совместно с воспитателями необходимо подобрать или изготовить картотеку дидактических и словесных игр по развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Для работы по проекту необходим следующий диагностический и методический инструментарий:
1. Методика "Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации" (по Е.И.Радиной). Методика направлена на выявление у детей следующих коммуникативных навыков: умение вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, умение составить связный рассказ, завершать разговор. Беседа представляла собой ряд вопросов:- Как тебя зовут? Сколько тебе лет?- Сколько у тебя друзей?- В какие игры ты любишь играть?- Как ты позовешь друга играть?- Ты не обижаешь своего друга, друзей?- Ты с ними часто ссоришься? Почему?- Тебе нравится твой воспитатель? Почему?- Ты слушаешься его?- Что тебе в нем не нравится?- Ты помогаешь родителям?- У тебя есть друзья во дворе?- Каким ты хочешь, чтобы был человек?
2. Речевая карта для детей старшего дошкольного возраста по О. И.Крупенчук. Задания на обследование речевого развития ребенка.
Планируемые или полученные результаты
Чтобы отследить результативность работы по проекту были разработаны критерии оценки речевых умений дошкольников, участвующих в проекте. Диагностика проводилась дважды - до начала и в конце проекта. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень речевой компетентности дошкольников, участвующих в проекте «Детская журналистика» существенно повысился по всем критериям оценки. Максимально повысились показатели звуковой культуры речи (с 20% до 83%), умение интонационно передавать диалог (с 35% до 85%) и умение построить связный рассказ (с 19% до 73 %). Умение составлять описание, повествование и умение развивать сюжетную линию у дошкольников, участвующих в проекте также повысились и соответствуют среднему уровню развития речи. Таким образом, считаю, что занятия дошкольников «детской журналистикой» способствуют более быстрой автоматизации поставленных звуков в свободной речи благодаря раскрепощенному, свободному общению дошкольников со сверстниками и взрослыми, так как живая речь помогает дошкольнику получить образец правильной, красивой речи, а также управлять своим речевым потоком.
В ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас (дети познакомились с новыми профессиями), он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Видеоролик с рассказом о проекте