Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 577
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Коррекционная и развивающая работа.
Название проекта
«Стоп-кадр!» – возможности фототерапии в коррекции эмоционально-личностных затруднений дошкольников с ОВЗ» (далее название проекта «Стоп-кадр!») Миссия проекта: Жил один фотограф Снимал он только добрых. Только самых! И особых! Замечательно способных К настоящему добру!
Целевая группа
- разновозрастная группа детей (5-7лет) с ЗПР (задержками психического развития) - 11 детей;
- разновозрастная группа детей (5-7лет) с ТНР ( тяжелыми нарушениями речи ) – 14 детей;
- родители воспитанников - 44 чел;
- педагоги и специалисты указанных групп - 9 чел
Региональные особенности:
- «сенсорный голод», «синдром полярного напряжения» в период полярной ночи;
- 20% отцов воспитанников «ходят в море» и отсутствуют в семье ежегодно более полугода (недостаток положительных эмоций в семье, чувство длительной утраты близкого человека);
Содержание проекта
Проблема. Исследованиями психологов выявлено, что у детей с ЗПР затруднено личностное становление ( М.Певзнер, Ю.Миланич и др.) По данным диагностики : 100% детей гр. «Солнышко» - воспитанники с ЗПР – подтвердили симптомы органического инфантилизма; 100% воспитанников обладают неадекватной самооценкой . У воспитанников с ТНР , имеющих сохранный интеллект, также отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере : ( В.Шкловский, Л.Зайцева и др.) По данным диагностики детей с ТНР -гр. «Белые кораблики»:- неадекватность самооценки проявилась у 65% (напротив) в сторону ее завышения ( до 90 баллов – по уровню притязаний); 25% детей присуща «плавающая», нестабильная самооценка. И даже при достаточном определении уровня самооценки ребенка в психологической практике почти нет техник и способов ее коррекции. Одним из методов коррекции эмоционально-личностных затруднений дошкольников с ОВЗ может служить малоизвестный и малоизученный в российской детской психологии, новый вид арт-терапии – фототерапия. Фототерапия - это набор взаимосвязанных психотерапевтических практик (с использованием фотографий), направленных на личностный рост ребенка, его развитие и гармонизацию личности. Цель проекта: создание в течение 2017-18уч.г. средствами фототерапии предпосылок новых позитивных методов в преодолении психологических проблем у детей с ОВЗ. Задачи: 1. изучить теоретические основы нового направления арт-терапии – фототерапии ;
2. создать условия для разработки метода и этапов фототерапии на уровне дошкольной организации в группах воспитанников с ОВЗ (группа детей с ЗПР и группа детей с ТНР); 3. провести фототерапевтические практики в рамках основного проекта со всеми участниками образовательного процесса с предоставлением обратной связи; 4. определить в ДОО для формирования в будущем - целевое сообщество благополучателей проекта. Основная деятельность: 1 этап: мотивационный - для педагогов (июнь-август2017г) - изучение теоретических основ; психологический и методический блоки (обучение технологии ); 2 этап : деятельностный - (сентябрь 17г.-май 2018г.) -педагогические наблюдения за детьми; диагностика; встречи с родителями. Создание Автопортретов детей (с использованием личных фото): Автопортрет : "глазами детей"; "глазами родителей"; "глазами педагогов". Групповая работа: Автопортрет группы . Работа с родителями : Автопортрет семьи. (Для каждого портрета разрабатываются и презентуются собственные сценарии "История моего автопортрета"). Разработка тематических фотоколлажей "От печали до радости", "Робомир", "Плюсы полярной ночи" и др. Мини- проекты : "Семейный альбом", "Фото-игры в песочнице"и др. Фотомарафон "История добра..." и общий праздник "Мир спасет доброта"-май 2018г. 3 этап -обобщающий (июнь-июль 2018г) - итоговая диагностика, описание результатов, независимая экспертиза с привлечением ИРО. 4 этап -перспективный -август18г.: открытие фотостудии, поиск новых техник фототерапии.
Условия реализации проекта
Специалисты, участвующие в проекте:
В гр. «Солнышко» -для воспитанников с ЗПР, в проекте, кроме психолога, заняты: учитель –дефектолог Добрецова О.А., специалист первой категории; учитель- логопед Кириченко Л.Н. , специалист высшей категории; воспитатели Казакова В. В. специалист первой категории и Алтынбаева О. Г., соответствует занимаемой должности.
В гр. «Белые кораблики» - для воспитанников с ТНР, в проекте, кроме психолога, заняты : учитель-логопед Кузнецова Е. В. , специалист первой категории; воспитатели Устюжанина Т. В, специалист высшей категории и Тилене Г. А, специалист первой категории.
Специальное дополнительное обучение : желательно - (курсы по арт-терапии), однако в представленном проекте определяющими моментами являются самообразование специалистов и мотивация на оказание развивающей и коррекционной помощи воспитанникам.
Оборудование и инструментарий : у всех участников проекта имеются личные фотоаппараты, фотокамеры и телефоны, позволяющие в любое время осуществить съемку интересных моментов жизни детей. Детский сад располагает двумя цветными принтерами, что явно недостаточно для осуществления проекта, поэтому используются личные принтеры и фотобумага. Для создания фотоколлажей применяются использованные открытки, журнальные рекламы, обложки списанных книг и др. бросовый материал, не имеющий материальной ценности, но обладающий большой смысловой ценностью в фотопроекции , т.к. не может быть «неправильных» способов интерпретации образов, а важны именно личные суждения ребенка.
Специальных требований к помещениям для осуществления проекта также нет, они соответствуют требованиям ФГОС ДО при оформлении пространственно- развивающей среды детского сада. В реализации проекта задействованы все основные помещения ДОО: группы, залы, зимний сад, бассейн и др., а также объекты социального окружения детского сада. Объекты фотографий детей родителями не ограничены никакими условиями, напротив, приветствуются широкая зона действия.
Диагностический инструментарий: 1.Методика «ЛЕСЕНКА» В.Г.Щур (исследование самооценки ); 2.Тест на определение эмоционального уровня самооценки - автор А.В.Захарова – применялся для воспитанников группы с ТНР; выборочно – для детей группы с ЗПР; 3. Тест «Рисунок семьи»; 4. Методика А.Н.Лутошкина «Эмоциональная цветопись» - «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния» - применялись для детей с ЗПР.
Методический инструментарий: - Джуди Вайзер. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей. publicsphere.narod.ru weiser.pdf; Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/под ред. А.И.Копытина.-М.: Когнито-Центр, 2006г.; Арт-терапия – новые горизонты/ под ред. А.И.Копытина .-М.: Когнито-Центр, 2006г.; Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Издательство «Речь», 2003; Арт-терапия – новые горизонты/ под ред. А.И.Копытина.-М.:Когнито-Центр, 2006

Планируемые или полученные результаты
Полученные результаты: I С педагогами: изучена ( в активных формах работы) основная теоретическая и методическая литература авторов фототерапии: Джуди Вайзер (классик) и Александра Копытина (новатор в российской практике); созданы условия для разработки метода фототерапии на уровне ДОО (для детей с ОВЗ) ; определен круг специалистов, выделено место и время в режиме дня для работы с детьми . II Определены эффективные формы фототерапии: разработано и апробировано в фототерапевтической практике : 15 индивидуальных «Автопортретов воспитанников» ; (9 – в стадии разработки); 2 групповых «Автопортрета группы» : «Белые кораблики» и «Солнышко»; родителями самостоятельно разработано 10 индивидуальных «Портретов детей «глазами родителей» (с описанием историй портретов), Разработаны и использованы в фототерапии тематические фотоколлажи: «Робомир», «Плюсы полярной ночи», «От печали до радости», «Я бы в моряки пошел…» и др. III Результаты, достигнутые воспитанниками. У детей с ЗПР: 95% детей испытывают яркие положительные эмоции при работе с личными фотографиями; в играх с фотографиями увеличилась на 20% потребность в общении со сверстниками и взрослыми; по личным фотографиям дети охотно учатся распознавать основные эмоции ;фототерапия стимулировала развитие познавательных процессов – зафиксировано в дневниках наблюдений и др. У детей с ТНР: - работа с автопортретами помогла в установлении « личных границ», укреплении своего физического образа « Я» , нахождении своего статуса в группе; у 25% детей удалось скорректировать самооценку на более адекватный уровень; обмен историями автопортретов можно считать как обмен детским жизненным социальным опытом, «примерка ролей» помогла налаживанию внутреннего диалога с миром (дневники наблюдений педагогов); работа с личными фотографиями значительно стимулировала развитие связной речи, дети начали увереннее и охотнее общаться между собой (дневники наблюдений учителя- логопеда); фототерапия (в отдельных случаях) позволила восстанавливать отношения с близкими –« переживать» длительную утрату отцов, которые «ходят в море»; фотоколлажи и творческое восприятие собственных фотографий позволяет менять мир ребенка в желаемую, лучшую, позитивную сторону; находить решения выхода из трудных ситуаций ( фотоколлажи «От печали до радости…», «Плюсы полярной ночи») и др. IV Планируемые результаты: налаживание связей детей с родителями (снижение факторов эмоционального напряжения в конфликтных ситуациях) в рамках фототерапевтической работы по теме «Семейный альбом»; эффективное консультирование родителей по личным проблемам по теме «Семейный альбом»; апробирование новых методов фототерапии с распространением на норморазвивающиеся группы; оборудование фотостудии на базе ДОО; создание сообщества благополучателей проекта; обучение этическим правилам (всех участников образовательного процесса) при создания и размещении «селфи», личных фото в «Инстаграм» и др.
Видеоролик с рассказом о проекте