Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 574
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
«Создание условий для речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе исследовательской деятельности».
Целевая группа
Целевая группа проекта – дети дошкольного возраста, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими с нарушения развития речи. Реализация проекта предполагает участие детей как одной возрастной группы, так и детей разного возраста. Дети с ОВЗ включаются с тяжелыми нарушениями речи, а также могут иметь различные нозологии, поскольку проект нацелен не только на развитие речи, но и экспериментальной деятельности, которая является специфической формой деятельности дошкольников и способствует развитию познавательных функций.
Содержание проекта
Основная деятельность проекта заключается в создании условий для речевой активности детей с ОВЗ в процессе исследовательской деятельности. Задачи проекта:содействовать социальной адаптации и личностному развитию детей с ОВЗ; способствовать развитию исследовательской сферы ребенка; формировать навыки речевого общения; развивать грамматически правильную связную речь ребенка с ОВЗ. Детям на каждом занятии предлагаются различные материалы для экспериментирования – пух и перья, магниты, пружинки, гидрогелевые гранулы, кофейные зерна, мыльные пузыри и т.д. (тематическое планирование представлено в приложении №1). Исследование, как специфическая форма деятельности для дошкольников, позволяла удерживать педагогическую задачу, ребята с удовольствием и интересом включались в процесс, ведь для них очень важны моменты манипулирования с предметами. В это время дети максимально заинтересованы, проявляли активность в выборе содержания своего образования, становились субъектами образования.
Мною были разработаны мероприятия, которые включали в себя несколько этапов: проблемная ситуация, побуждающая детей к исследованию различными способами; собственно исследование (экспериментирование); обсуждение результатов. Мероприятие выстраивалось так, чтобы дети находились в постоянном диалоге, задавали вопросы, составляли простые рассказы с использованием различных типов опор (предметных, иллюстративных, вопросов педагога и детей). В отличие от обычных занятий по познавательно – исследовательской деятельности, я побуждала детей «оречевлять» каждую происходящую ситуацию, особое внимание уделяла тому, чтобы дети использовали грамматически правильные речевые конструкции, слообразовывали и словоизменяли. Например, в процессе сравнения полосок ткани и бумаги проводила работу по расширению глагольного словаря (рвется, мнется, режется, тянется, разглаживается), по умению подбирать антонимы (мягкая/грубая, длинные/короткие). Расширяла словарь сравнительных прилагательных (шире/уже, больше/меньше), относительных (кусочек из бумаги – бумажный кусочек, кусочек ткани – тканевый) и притяжательных прилагательных (кусочек у Маши – Машин, кусочек у Вани – Ванин). Побуждала использовать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, преобразовывать их во множественное число. В процессе занятия я создавала различные ситуации по использованию числительных, предлогов, падежных форм, использования более сложных грамматических конструкций при формулировании выводов, что позволило проще освоить языковые закономерности как детям с ОВЗ, так и другим ребятам. (продолжение в последнем разделе, не вошел весь текст)
Условия реализации проекта
Реализация проекта осуществлялась педагогом – психологом первой квалификационной категории. Однако предложенное разработанное тематическое планирование не предполагает высоких квалификационных требований для реализации проекта. Главная идея проекта – находить в привычных материалах развивающее содержание. Например, закреплять с детьми правильное употребление предлогов в игре с кофейными зернами - спрячем зерно в коробку, за коробку, под коробку и т.д., или расширение глагольного словаря в процессе экспериментирования с бумагой – я бумагу рву, мну , режу, складываю, разглаживаю. Для реализации проекта я прошла профессиональную переподготовку в сфере «Дефектология», с присвоением квалификации «Логопедия». Эти дополнительные компетенции позволили выстроить мероприятия с максимальной пользой для развития речи детей, я нашла для себя новые профессиональные интересы, увидела новые задачи в своей деятельности. В этом году планирую поступить в магистратуру педагогического университета по направлению «Инклюзивное образование», что позволит мне, как специалисту, выстроить более грамотную коррекционную деятельность с детьми ОВЗ разных нозологий. В приложении №1 «Тематическое планирование проекта» я разработала занятия по экспериментированию с разными материалами. Для этого необходимо для каждого занятия приготовить материалы, соответствующие теме занятия , например, магниты, глина, тесто и т.д. Кроме этого, необходимо предоставить детям оборудование, при помощи которого дети будут проводить эксперимент – весы, совочки, воронки, лупы, различные емкости (для пересыпания, взвешивания, перемешивания), ножницы, клей, нитки, игрушки, емкости для воды и т.д. У детей появлялись разные идеи в процессе экспериментов, и каждая идея была мной подхвачена, детям предоставлялись различные предметы соответственно их замыслу. Так, например, на занятии с кофейными зернами ребята предложили помолоть зерна, и на следующий день мы вместе размололи зерна в кофемолке и у ребят появился новый материал для экспериментов. Таким образом, предметно – пространственная среда проекта регулярно дополнялась и трансформировалась, что создавало дополнительные условия для реализации детской экспериментальной деятельности. Диагностическим инструментарием послужило педагогическое наблюдение, обследование познавательной сферы детей с ОВЗ, а также (дополнительно) очередное прохождение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с ОВЗ. Данное обследование обнаружило положительную динамику развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи: у двух детей изменен уровень общего недоразвития речи с третьего на четвертый. Методический инструментарий: ФГОС ДО, образовательная программа МБДОУ №165, рабочая программа педагога – психолога, элементы программы психолого – педагогических занятий «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой, собственно тематическое планирование проекта по созданию условий для развития речевой активности детей.


Планируемые или полученные результаты
1. Дети с ОВЗ стали легче вступать в контакт, они чаще задают вопросы взрослым и детям. Воспитатели и родители детей с ОВЗ отмечают, что условия, созданные в проектных мероприятиях поспособствовали повышению речевой, коммуникативной и познавательной активности.
2. Мной, как педагогом-психологом, отмечено улучшение эмоционального самочувствия детей с ОВЗ. Так, мальчик, проявляющий ранее конфликтность, раздражение, негативизм – стал менее конфликтным, у него стали отмечаться проявления сопереживания, дружеского отношения к детям, желание участвовать в совместной с другими детьми деятельности.
3. У 66% детей с ОВЗ на очередном заседании ТПМПК был изменен уровень общего недоразвития речи с третьего на четвертый, что подтверждает положительную динамику развития речи детей.
4. У 33% детей с ОВЗ на очередном заседании ТПМПК была снята формулировка «Снижение познавательной деятельности; знания, умения, навыки ниже возрастной нормы», что свидетельствует о том, что форма психолого-педагогического воздействия выбрана правильно.
5. Согласно результатам педагогических наблюдений в группах, отмечается положительная динамика речевого развития и у детей, не имеющих статус ОВЗ.
6. Воспитатели нашего дошкольного учреждения начали использовать мои методические разработки, интегрируя в своей педагогической деятельности задачи социально-коммуникативной, речевой и познавательной области.
Видеоролик с рассказом о проекте