Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 570
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
«Взаимодействие с семьями воспитанников через детско-родительское сообщество «Развиваемся, играя» средствами образовательных конструкторов»
Целевая группа
Целевая группа – детско-родительские группы.
Субъекты сообщества: дети, родители воспитанников, педагоги МАДОУ «Ныробский детский сад».
Девиз сообщества: «От цели к результату».
Новизна инновационной работы - введение в ДОО инновационных практик - развивающей технологии лего-конструирования и инновационных форм развивающего взаимодействия с дошкольниками и родителями.
Принципы взаимодействия участников сообщества:
1. Добровольное участие.
2. Включение в сообщество на любом этапе.
3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей, родителей и педагогов.
4. Партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей.
5. Мониторинг процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и итоговых результатов.
Региональная специфика – участие в краевом проекте «ДЕТСКИЙ ТЕХНОМИР».
Реализуемые технологии - лего-технология «Построй свою историю», технология проектной деятельности, технология развивающего обучения, ИКТ-технологии, технология исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
1.Решение педсовета №2 от 29.01.2015 «Об утверждении План-графика реализации образовательного проекта.
2.Приказ № 16 од от 29.01.2015 «О создании творческой группы»
3.Разработка парциальной программы «Построй свою историю»
4.Приказ №71/1од от 25.09.2015 «О создании Методического объединения»
5.План работы Методического объединения
6.Создание детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» (сентябрь 2015 г.).
Основной этап
1.Мониторинг конструктивных способностей детей.
2.Разработка технологических карт по использованию комплектов конструкторов.
3.Реализация парциальной программы «Построй свою историю».
4.Мероприятия Методического объединения (по плану МО).
5.Создание лего-центров в группах.
6.Мероприятия детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» (по плану сообщества)
Заключительный этап
1.Мониторинг конструктивных способностей детей.
2.Подведение итогов инновационной педагогической деятельности.
3.Обобщение педагогического опыта.
4.Транслирование опыта работы по использованию комплектов образовательных конструкторов на уровне района и края.


Содержание проекта
Задачи для детей - создание условий для повышения мотивации детей в познавательно-исследовательской деятельности через конструирование, проектирование и моделирование средствами образовательных конструкторов; для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, повышения познавательной активности, творческого мышления, раскрытия потенциала детей, формирования коммуникативных навыков на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Задачи для родителей - создание условий для развития социальной активности и инициативности родительского сообщества, инициации новых форм взаимодействия ДОО с родительским сообществом в условиях введения ФГОС ДО; для повышения компетентности родителей в вопросах современного образования; для реализации инновационных идей развивающего взаимодействия родителей и детей в конструировании образовательной среды ДОО; для формирования активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи; для создания единого социально-образовательного пространства, включающего ДОО и семью.

Проект реализуется в формате мероприятий детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя». Педагогическим коллективом составлена программа сообщества.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – декабрь 2017 г.г.
Основным методом развивающего взаимодействия участников детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя» является совместная деятельность взрослых (родителей и педагогов) с детьми. Для повышения эффективности деятельности используются разные формы и методы развивающего взаимодействия с детьми и родителями.
Содержание и виды детской деятельности:
1.Игровая деятельность – развивающие, обучающие, дидактические игры, детское экспериментирование, лего-праздники и лего-досуги.
2.Познавательно-исследовательская деятельность – наблюдение натуральных объектов, исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с деталями конструктора, проектирование, творческое моделирование.
3.Коммуникативная деятельность – составление рассказов с использованием лего-технологии «Построй свою историю» на основе используемого оборудования.
4.Двигательная деятельность – подвижные игры и соревнования с использованием образовательных конструкторов, игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
5.Проектная деятельность – долгосрочные и краткосрочные лего-проекты, детско-родительские творческие конкурсы, фестивали.
6.Продуктивная – конструирование по схеме (инструкции), образцу, замыслу, условиям, теме, выставки и фотовыставки семейных творческих работ.
7.Музыкальная деятельность – использование построек из конструкторов в качестве декораций к сказкам, инсценировкам, обыгрывание построек и моделей, лего-праздники, лего-досуги, музыкальные лего-сказки.
Формы взаимодействия с родителями: участие в мониторинге, анкетировании, педагогический брифинг, родительская гостиная, дни открытых дверей, газета "Наш любимый детский сад" и сайт ДОО, фестивали и лего-турниры.
Условия реализации проекта
Проект реализуют все педагоги и специалисты МАДОУ «Ныробский детский сад» - 21 чел. Руководитель проекта прошла обучение в 2015 г. на международных курсах Академии «Образовательных решений ЛЕГО» «Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ с использованием образовательных решений LEGO» международного лего-тренера М.Скляровой. В 2016 г. все педагоги прошли обучение на семинаре «Современные интерактивные решения и инженерное образование» директора ООО А.Н.Никитенко «Информационные системы в образовании». В 2017 г. все педагоги участвовали в мастер-классах М.Зильберман «ПервоРобот LEGO WeDO».
Описание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
Образовательное пространство ДОО оснащено разными видами образовательных конструкторов, соответствующих возрастным особенностям детей и требованиям, предъявляемым к оборудованию.
Компоненты РППС по обеспечению детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя»:
1. Программа детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя».
2. Комплекты образовательных конструкторов – 89 шт.
3. Парциальная программа по лего – конструированию «Построй свою историю» (автор – Шляпина М.В., 4 место краевого конкурса образовательных программ по техническому творчеству).
4. Перспективное планирование краткосрочных образовательных проектов по всем возрастным группам.
5. Комплект технологических карт (Сборник познавательных задач Министерства образования и науки Пермского края и ГАУ ДПО «ИРО Пермского края»).
6. Картотека дидактических и развивающих игр с использованием образовательных конструкторов.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1.Комплекты конструкторов удовлетворяют требованиям ФГОС ДО к РППС и обеспечивают возможность совместной деятельности детей и взрослых.
2. Детали конструкторов безопасны для детей, т.к. выполнены из мягкого, упругого, экологически чистого высококачественного пластика.
3. Яркие и мягкие цвета деталей конструктора комфортны для восприятия детьми, что помогает создать психологически комфортную игровую среду.
4. Модели из деталей конструктора, легко трансформировать, приспосабливая их для достижения тех или иных педагогических целей, изменяя РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
5. Комплекты образовательных конструкторов соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей, обеспечивая организацию всех видов детской деятельности, а также возможность самовыражения детей (принцип содержательной насыщенности).
6. Полифунциональность комплектов конструкторов предполагает одновременное использование детьми деталей из любого набора или дополнение ими компонентов РППС группы.
7. Комплекты образовательных конструкторов не закреплены жестко и доступны для спонтанной и организованной игры детей.
8.Дети свободно выбирают интересующий их комплект и место для создания конструкций. Комплекты конструкторов периодически меняются, обеспечивая вариативность РППС.
Планируемые или полученные результаты
Планируемые результаты:
1. Социализация и индивидуализация детей средствами образовательных конструкторов.
2. Формирование у детей навыков продуктивного общения на основе совместной деятельности.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах современного образования в условиях перехода на ФГОС ДО.
4. Родители являются заитересованными активными партнерами во внедрении ФГОС ДО.
Инструментарий мониторинга констуктивных способностей детей:
Объект оценивания – модель, собираемая по схеме (инструкции) с внесенными ребенком конструктивными изменениями или модель, собранная ребенком по собственному замыслу.
Критерии оценки:
1. Модель соответствует инструкции (показатели: 0б – модель не собрана, 1б – ребенок собрал модель с помощью взрослого, 2б – модель собрана в соответствии с инструкцией самостоятельно).
2. Внесение изменений в конструктивные особенности модели (0б – ребенок не может внести изменения в конструкцию; 1б – вносит изменения с помощью взрослого; 2б – самостоятельно вносит изменения).
3. Обыгрывание модели (0б – не смог реализовать идею, 1б – придумал идею и реализовал ее с помощью взрослого; 2б – сам придумал и реализовал идею).
Высокий уровень – 5- 6 баллов
Средний уровень – 3- 4 баллов
Низкий уровень – 0- 2 балла

Результаты мониторинга:
сентябрь 2015 г: высокий – 32%, средний – 47 %, низкий – 21%.
декабрь 2017 г: высокий – 68 %, средний – 31 %, низкий – 1%.
Анкетирование родителей:
В сентябре 2015 г. проведено анкетирование родителей «Использование конструкторов в совместных играх с детьми», по результатам которого было установлено, что 35% опрошенных семей имеют дома конструкторы и активно их используют, 49% используют конструкторы редко, а у 18 % семей конструкторов нет.
В декабре 2017 г. - 74 % опрошенных семей имеют дома конструкторы и активно их используют, 21 % используют конструкторы редко, а у 5 % семей конструкторов нет.

Результаты инновационной деятельности:
1. По результатам мониторинга уровень развития конструктивных способностей детей увеличился на 36 %;
2. Разработаны методические материалы по введению ФГОС ДО с использованием комплектов образовательных конструкторов;
3. Педагоги активно используют в своей деятельности современные образовательные лего-технологии;
4. Повысилась активность и инициативность родителей в рамках детско-родительского сообщества «Развиваемся, играя»;
5. Возросла компетентность родителей в вопросах современного образования в условиях перехода на ФГОС ДО;
6. Инновационный опыт транслируется на муниципальном, краевом и всероссийском уровнях.

Перспективы развития
1. Расширение спектра образовательных услуг с привлечением, в том числе детей, не посещающих ДОО.
2. Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО.


Видеоролик с рассказом о проекте