Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 546
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Равные возможности" программа по формированию познавательных способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Целевая группа
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды 4 - 7 лет, воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, нервно-психическими отклонениями, задержкой развития. Родители воспитанников целевой группы в рамках функционирования родительского клуба "Хорошо, когда мы вместе!". Широкое привлечение социального окружения (проект "Любознайка в кругу друзей") :сотрудничество с детской библиотекой им. Н.Островского, детским театром кукол "Гулливер", Курганским краеведческим музеем в рамках реализации регионального компонента и взаимовыгодного сотрудничества с мини музеем детского сада № 1 "Родная капелька", Курганским художественным музеем, начальной школой № 38 г. Кургана.
Содержание проекта
Основная деятельность в рамках проекта: реализация разработанной модели взаимодействия всех участников образовательных отношений по формированию познавательной активности у детей 4-7 лет с ОВЗ и детей-инвалидов.
проект предусматривает решение следующих задач:
1. Содействовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
2. Стимулировать синхронное выравнивание психофизического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3. Пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую познавательно-исследовательскую деятельность.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умственных способностей и речи.
5. Создать условия для формирования у детей предпосылок универсальной учебной деятельности.
6. Содействовать воспитанию настойчивости, ответственности, усидчивости и целеустремленности.
Срок реализации проекта 3 года.
Форма реализации: в форме занятий «Познавательно-исследовательская деятельность» в ходе партнерской деятельности взрослого с ребенком по формированию познавательной активности (по содержанию технологической карты) и в ходе самостоятельной деятельности детей в «Центрах детской активности». В содержание включено распределение традиционных мероприятий и культурных практик узких специалистов в рамках плана формирования познавательной активности у детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Авторская программа "Равные возможности" является частью адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
Условия реализации проекта
В проекте задействованы воспитатели и специалисты детского сада (старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели групп), а также педагоги-специалисты учреждений социального окружения (школы, музеев, библиотеки, театра). Специальной квалификации и дополнительного обучения работа по разработанной программе не требует, напротив, практическая значимость данной программы заключается в том, что молодые специалисты, приходящие в ДОУ, получат готовый апробированный образовательный продукт, который станет ориентиром в их педагогической деятельности. Необходимое условие реализации программы наполняемость центров детской активности для самостоятельной деятельности детей в рамках проекта. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы использовали критерии, предложенные Айдашевой Г. А.
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);
- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).
Планируемые или полученные результаты
Предполагаемые результаты:
• наличие предпосылок УУД у будущих первоклассников;
• наличие начальных представлений о взаимосвязи предметов и явлений в окружающей действительности;
• желание и мотивация к участию в познавательно – исследовательской деятельности;
• владение приемами работы по схемам и моделям;
• наличие позитивного отношения к взаимодействию с окружающими людьми и сверстниками;
• наличие любознательности, познавательной активности;
• наличие способов действий с предметами – заменителями из разных материалов;
• развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости на чувства окружающих людей, подражательности, творческого воображения;
• способность к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
• умение организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий;
• инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности, способность выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Результативность работы с детьми по программе отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики. Все результаты заносятся в таблицу 2 раза в год /сентябрь, май/.
Диагностика познавательной активности включает адаптированные методики для определения резерва познавательной активности у детей 4-7 лет. Это игры и задания педагогической диагностики О.В. Дыбиной, проективные методики Л.Н. Прохоровой, В.С. Юркевич.
Видеоролик с рассказом о проекте