Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 543
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Использование инновационного модифицированного метода «Логопедический» синквейн в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Целевая группа
Данный метод разработан с учетом индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Так как при реализации и включении метода «Логопедический» синквейн в работу с детьми предусмотрены условные стартовые «ступени» их можно легко адаптировать и использовать с детьми без выраженных речевых нарушений, используя те виды заданий, при выполнении которых требуется высокий уровень речевого развития и самостоятельности.
Данный метод прост в использовании. Любой педагог, работающих с детьми дошкольного возраста, и специалист, заинтересованный в обновлении условий, содержания, форм и методов дошкольного образования, может найти в своей деятельности область применения этого метода
В деятельность активно привлекаются родители. В подробном описании можно познакомиться с формами организации взаимодействия педагога и родителей, которые помогают создать единое заинтересованное сообщество, объединяющее взрослых и детей, способствующее проявлению творчества, познавательной и речевой активность.
Ограничений включения в целевую группу быть не может, т.к. каждый ребёнок, проявляя инициативу, заинтересованный родитель и педагог, стремящийся к достижению результатов, могут познакомиться с данным методом и активно использовать его, совершенствуя свои речевые и коммуникативные навыки.
Региональная специфика работы может заключаться только в специфике лексических форм, так называемые национально-культурные компоненты смысла, характерные для определенной национальной культуры (если они имеют место быть).
Содержание проекта
Нами был взят за основу метод составления дидактического синквейна, но потребовалась модификация и адаптация данного метода, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи, который обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.С помощью «Логопедического» синквейна можно решить множество важнейших задач, которые учитель-логопед ставит перед собой при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:развитие понимания речи;активизация речевой деятельности;
обогащение и активизация словарного запаса (как пассивного, так и активного); активизация и развитие мыслительной деятельности; автоматизация необходимых групп звуков; отработка знания о частях речи, понятиях «звук», «слово», «предложение»;развитие навыка использования в речи синонимов, антонимов; развитие умения высказывать собственное отношение к чему-либо;развитие развернутой фразовой и связной речи дошкольника.
Цель: оптимизация и совершенствование коррекционно-развивающей работы с использованием современного модифицированного метода «Логопедический» синквей, обеспечивающего развитие инициативы, творчества, позитивной социализации и личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи (подробное описание в документе Word).Положение о тесной связи развития мышления и речи Л. С. Выготского, доказывает нам, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Учитывая данное положение, мы предлагаем повысить результативность работы учителя-логопеда с помощью разработанного нами метода «Логопедический» синквейн. Для реализации индивидуального подхода, учитывая выявленные при диагностике особенности каждого ребёнка, мы предлагаем условные «ступени», определяющие направления работы и степень включения метода. Подготовительный этап, диагностика уровня развития речевого и сенсомоторного базиса, обязателен для всех детей, участвующих в данном проекте. Стартовые «ступени» определяются уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) «Первая ступень»: Отсутствие общеупотребительной речи «Вторая ступень»: Начатки общеупотребительной речи «Третья ступень»: развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.«Четвертая ступень»: развернутая фразовая речь с остаточными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. (по Т.Б. Филичевой). На первой «ступени» происходит знакомство ребёнка с его книжкой-малышкой, которая будет сначала оформляться с помощью родителей или педагога, а затем самостоятельно. Со «Второй ступени» можно начинать работу работу уже над всеми пяти строками и включать задания для автоматизации звуков."Третья ступень"-сост. рассказов, "четвертая ступень"- усложненный речевой материал.
Условия реализации проекта
Данный метод в своей деятельности могут использовать все педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста. Специального обучения для реализации метода «Логопедический» синквейн не требуется. В первую очередь, специалист должен быть заинтересован в оптимизации, усовершенствовании методов и содержания коррекционно-речевой работы. Специфического оборудования и инструментария не требуется. Помещение должно быть освещено, проветрено перед работой. Потребуются предметные картинки, речевой материал, который педагог подбирает с учётом целей и задач деятельности, индивидуальных особенностей детей. Для изготовления книжек-малышек необходимы товары для творчества: карандаши, клей, краски и т.д.
Диагностический инструментарий: самостоятельно составленная диагностика «Комплексная диагностика обследования речевого и сенсомоторного развития детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных методов, приемов и технологии».
Методический инструментарий: примерные адаптированные образовательные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной, Н.В. Нищевой, программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. Упражнение с пиктограммами. — М.: Дрофа, 2007 и др. пособия авторов. и др.
Планируемые или полученные результаты
Применение данного метода в работе учителя-логопеда помогает создать условия для развития личности, ведь каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные и творческие возможности, примерить на себя роль писателя и художника. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, учит детей мыслить критически, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Использование «Логопедического» синквейна не нарушает общепринятую систему коррекции речевых нарушений детей, а наоборот, вносит занимательный, творческий вектор, который помогает самовыражению детей, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход.
Причем такая работа носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию контроля, самоконтроля речи и деятельности в целом, памяти, внимания, мышления.
Благодаря использованию инновационного метода «Логопедический» синквейн осуществляется успешное преодоление недостатков речи детей, происходит переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному освоению знаний дошкольниками.
Результатом внедрения в коррекционную работу учителя-логопеда метода «Логопедический» синквейн является положительная динамика, которая наблюдается в повышении уровня развития всех компонентов речевой (языковой) системы, совершенствовании сенсомоторных функции нервной системы (слуховой, зрительный, двигательный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы). ( с графиками результативности можно ознакомиться в документе word).
Для более успешного применения метода «Логопедического синквейна» активно привлекаются родители. С этой целью для родителей проводятся:
• Семинары и круглые столы, на которых обсуждаются вопросы содержания и плюсы данной методики, представляется положительный опыт работы.
• Мастер-классы и консультации - практикумы, на которых совместно с родителями и детьми происходит создание книжек-малышек, определяются правила оформления и ведения данной книжки.
• «Пятиминутки»: при такой кратковременной форме взаимодействия родители могут задать вопросы по оформлению книжек-малышек, подбору речевого и лексического материала.
• Дни открытых дверей, когда родитель может посетить любую форму организации с применением данного метода, убедиться в положительной динамике развития ребёнка.
• Создание библиотеки с привлечением заинтересованных родителей в качестве идейных вдохновителей, оформителей и т.д. В таких библиотеках ребята обмениваются своими книжками-малышками, знакомятся с творчеством друг друга, взаимодействуют используя все свои коммуникативные умения.
Видеоролик с рассказом о проекте