Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 503
Тематика
Игра
Название проекта
«Учиться, играя»
Целевая группа
Проект реализован в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики

Целевая группа:
1)Дошкольники с общим недоразвитием речи.
2) Увлеченные, творческие педагоги, стремящиеся дать максимум знаний и умений своим детям в доступной и разнообразной форме.
3) Родители.

С каждым годом в процессе коррекционно-развивающей работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Дети с тяжелым нарушением речи сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов ( К.Д. Ушинский).

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть– вот те главные проблемы, которые решает логопед в работе с детьми в детском саду.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
При планировании учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
• систематичность проведения;
• распределение их в порядке нарастающей сложности;
• подчиненность заданий выбранной цели;
• чередование и вариативность упражнений.

Практическая значимость "Логопедического лото" состоит в том, что содержащая в ней деятельность обеспечит качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Предлагаем вашему вниманию игру «Логопедическое лото». Игра разработана педагогами: учителем –логопедом Статеевой Ириной Алексеевна и воспитателем Петровой Еленой Алексеевной.
Содержание проекта

Проблема: несформированный грамматический строй речи, недостаточный уровень развития фонетико-фонематических представлений, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР является препятствием для успешного овладения программных задач и школьных задач
Цель: формирование лексико-грамматических категорий, автоматизация звуков, посредством логопедической игры и игровых приёмов в работе с детьми, имеющие тяжелое нарушения речи.
Тип проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.
Задачи:
1. Изготовить и систематизировать игровой, дидактический материал "Логопедическое лото", создать доступную для детей предметно-пространственную среду.
2. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения, развивать фонематический слух, связную речь.
5. Активизировать психические процессы.
6. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем, развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях.

Лото является одним из популярных, любимых развивающих игр детей. «Логопедическое лото» имеет два раздела «Автоматизация звуков», «Формирование лексико-грамматических категорий».
По нашему мнению «Логопедическое лото» является эффективным способом автоматизации звуков, формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи. Развивает у ребенка речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
Как сделать занятия по автоматизации интересными, разнообразными, а значит продуктивными и эффективными? Хочется увлечь ребенка, удивить его, вызвать положительные эмоции. Для нас помощником в этом процессе стала игра «Лото».

Представленный проект эффективен в совокупности с другими методиками по развитию речи.

Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Условия реализации проекта
Логопедическое лото является универсальным материалом для логопедических занятий и состоит из игровых полей.
Для детей младшего дошкольного возраста игру можно использовать как лото, а для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить, подобрать и назвать картинки по определенному заданию. В лото входит более 20 игровых полей
(на каждый звук) по автоматизации звуков (свистящих, шипящих и сонорных звуков) и 44 игрового поля по активизации словаря и формированию лексико грамматических категорий и к каждому игровому полю картинки -фишки.

«Лото по автоматизации звуков».
Лексический материал, подобранный педагогами для автоматизации и должен отвечать специальным фонетическим требованиям.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности :
1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3) автоматизация звука в предложениях;
4) автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6) автоматизация звука в разговорной речи.
В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение. Мы опирались на учебное пособие Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой. Логопед информирует воспитателей о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели продолжают работу в совместной деятельности в течение дня.

В лото можно играть и с одним ребенком и с несколькими детьми.

Следующий раздел "Лото по формированию лексико-грамматических категорий».
Для каждой игры свой символ, который ставиться в кармашек игрового поля. «Назови ласково», «Один-много», «Чего много», «Веселый счет» и т. д. Все зависит от этапов проводимой с ребёнком логопедической работы.Для определенной задачи свой символ (например, уменьшительно-ласкательная форма существительного -гномик, согласование числительных с существительными- цифры и т. д.), который ставиться в кармашек игрового поля. Все зависит от этапов проводимой с ребёнком логопедической работы, уровня развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической стороны речи ребенка. Так же вариативность игры зависит от творчества и фантазии педагога.


Материально-технические ресурсы: компьютер, цветной принтер, бумага, ламинатор, пленка для ламинатора, оформление картотеки «Звукопроизношение и развитие фонематического слуха», «Обогащение словаря и формирование лексико-грамматических категорий».

Не требуется специальное дополнительное обучение для реализации проекта.
Планируемые или полученные результаты
Полученные результаты
Дети:
-обогатился словарь детей;
-четко и правильно произносят поставленные звуки в связной речи;
-повысился уровень сформированности лексико-грамматических категорий;
-пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы;
- сформировался устойчивый интерес к непосредственно-образовательной;
-активизировалась свободная деятельность детей, реализовались индивидуальные потребности каждого ребёнка;
-научились трудиться в коллективе.

Родители:
· обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
· повышение компетентности родителей и положительная оценка деятельности ДОУ;
• готовность и желание помогать;
• активизация педагогического потенциала родителей,
• приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

Для педагога
• положительный психологический климат между логопедом, воспитателями и воспитанниками, родителями;
• заинтересованность в творчестве и инновациях;
• удовлетворенность собственной деятельностью;
• повышение профессионального мастерства через разнообразные формы и методы работы.

Практическая значимость игрового материала заключается в том, что может быть рекомендован для детей дошкольного возраста с ОНР, ЗПР и массового детского сада. Для детей младшего дошкольного возраста игру можно использовать как лото, а для детей старшего дошкольного возраста игру можно усложнить, подобрать и назвать картинки по определенному заданию.
Может быть использован учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем и родителями.
Логопедическое лото является универсальным материалом для логопедических занятий и совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Состоит из двусторонних листов А 4.
Видеоролик с рассказом о проекте