Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 457
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников
Название проекта
«Технология «Время Выбра/Time Сhoice» как система поддержки инициативных ситуаций развития ребенка и становления детской самостоятельности в Open Space - образовательном открытом пространстве детского сада»
Целевая группа
Дети дошкольного возраста с разнообразными образовательными потребностями ( в том числе дети с ОВЗ).
Критерии включения в целевую группу:
1. Воспитанник детского сада №32 «Страна Чудес».
2. Возраст – с 3-х лет.
3. Особенности здоровья, возможность самостоятельного передвижения по детскому саду (без сопровождения взрослого).
Содержание проекта
Цель:
Предоставление детям возможности действовать по собственному замыслу в разновозрастном и разновозможностном сообществе воспитанников ДОУ, проявляя инициативу и самостоятельность.
Задачи:
1.Обеспечить возможности для разновозрастного общения с учетом интересов, предпочтений и возможностей детей.
2. Создать условия для поддержки инициативных ситуаций развития ребенка, предоставляя возможность осуществлять успешные и неуспешные пробы.
3. Создать условия для развития воображения, возможности реализовывать собственные замыслы, действуя с разнообразными материалами.
4.Создать возможность для проявления самостоятельности, возможности выстраивать деятельность по собственному замыслу, начиная от целеполагания и заканчивая рефлексией.
Формат, временные рамки:
Проект начал реализовываться в сентябре 2015 года, на сегодняшний день проект оформился в авторскую образовательную практику, в которой проживают 111 воспитанников детского сада.
На протяжении двух лет проект получает все новые образовательные результаты и достижения, которые служат основанием для развития проекта дальше. Однако, в ходе его реализации, на каждой ступени, четко просматриваются образовательные результаты.
Руководитель проекта, автор технологии Время Выбора/Time Choice – старший воспитатель Непомнящая Е.С.
В условиях четко регламентированной деятельности детей, в рамках режима дня современного детского сада, когда ребенок находится под «неусыпным оком» педагога в чередующихся и последовательно сменяющихся видах деятельности (сон, еда, бодрствование, еда, сон, бодрствование и т.д.), особенно на первых этапах, достаточно сложно отодвинуть на второе место задачи расширения кругозора ребенка и формирования социальных норм и правил, а выдвинуть на первое место задачу развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности в присущих дошкольнику видах деятельности и прежде всего, в игре.
Педагогическая команда детского сада «Страна чудес» смогла сделать эту задачу приоритетной в образовательных отношениях с воспитанниками, продвигаясь в двух направлениях: совершенствуя возможности развивающей предметно-пространственной среды детского сада и совершенствуя методы и приемы технологии Тime Choice/ Время Выбора, содержание которой было представлено в публикации «Экран выбора как один из способов деятельности педагога по поддержке детской инициативы и самостоятельности» в сборнике «Опыт введения ФГОС дошкольного образования в Красноярском крае»: сборник статей/ сост. Л.Г.Обросова, Р.А. Васильева. Красноярск, 2015.-104 с.
Два года систематической работы в рамках технологии позволили нам значительно продвинуться в направлении достижения планируемых результатов, совершенствовании условий в ДОУ и развитии профессиональных компетентностей педагогов.
Условия реализации проекта
Проект реализует персонал детского сада, сопровождающий развитие детей:
1 ступень - Time Choice/Время Выбора (в условиях группы) – воспитатели, младший воспитатель.
2 ступень – Open Time Choice (сопровождение детей в условиях их замысла в пространствах, связанных с деятельностью специалистов) –специалисты ДОУ – музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, учитель-логопед, помощница (младший воспитатель) в Лего-центре, Open Space.
3 ступень – Свободное передвижение детей в образовательных пространствах ДОУ – весь персонал ДОУ (повара, медицинская сестра, врач, уборщицы, прачка-кастелянша, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, заведующий ДОУ).
Реализация проекта на первом и втором этапе не предполагает специальных условий и дополнительного оборудования, достаточно организовать среду в группах в соответствии со Шкалами для комплексной оценки качества образования в ДОО ECERS-R. Среда детского сада отличается большим количеством возможностей для ребенка организовать свою деятельность, как в условиях группы (не менее 7-8 центров во всех помещениях группового блока), так и в условиях всего пространство ДОУ (салон сказок, деревянный холл, лего-центр, место для уютного чтения, сказочные лабиринты игры, диатеатр и др.)
На 3 ступени для реализации проекта необходимо специальное помещение. В детском саду объединены четыре помещения в одно большое, с возможностью доступа в него детей с четырех сторон (с четырех разных блоков). Open Space -пространство более 100 кв.м. с большим количеством материалов для творчества, с чердачком для уединения, зоной рисования на кафеле, с возможностью конструирования из различных видов конструктивного материала (от кубиков до коробок). Отвечает за безопасность детей в Open Space один взрослый, младший воспитатель, который не вмешивается в деятельность детей, а лишь осуществляет недирективную помощь и поддержку. В детском саду разработан и принят локальный акт, который регламентирует деятельность взрослых (в том числе и родителей) в рамках технологии Time Choice.
В помещении нет игрушек, предусмотрены модульные контейнеры для хранения различных материалов; функционально помещение разделено на несколько частей:
-зона для конструирования из крупных материалов (картонные коробки);
-кафельная комната (для рисования на кафеле) и над ней чердак – для спокойных игр детей, общения, размышлений;
-зона конструирования из разнообразных строительных материалов;
-зона конструирования поделок из бросовых материалов;
-зона рисования различными материалами;
-окна – для общения, игр с мелкими предметами.
В режиме дня посещение Open Space предусмотрено утром и вечером от 45 минут до 1 часа, в то же самое время, когда ребенок организует свою собственную самостоятельную деятельность в группе Тime Choice. Таким образом, ребенок получает выбор-он, либо может играть в группе, либо может самостоятельно уйти в Open Space для индивидуальной деятельности или совместных игр и встреч с ребятами из других групп.
Планируемые или полученные результаты
1.Способность детей самостоятельно реализовывать собственные замыслы, осуществляя деятельность от целеполагания до оценки собственных усилий.
2.Способность детей применять самостоятельно освоенные культурные способы деятельности, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности.
3.Способность детей выбирать себе род занятий, участников по деятельности, вступить в разноовозрастное сообщество с разных позиций.
4.Сформированность у дошкольника установки положительного отношения к миру, чувства толерантности к детям с различными образовательными потребностями, к другим людям и самому себе, сформированное чувство собственного достоинства, активность, автономность, способность принимать решения в ситуациях неопределенности.
5.Способность к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Видеоролик с рассказом о проекте