Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 449
Тематика
Развитие художественно-эстетических способностей
Название проекта
"Формирование выразительности образа человека в детской продуктивной деятельности"
Целевая группа
Проект «Формирование выразительности образа человека в детской продуктивной деятельности» рассчитан на детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития творческих, физических, познавательных способностей. В этом возрасте очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно. Способен сосредотачиваться на определенной деятельности. Именно в это время появляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, умений и навыков.
В старшем возрасте вырабатываются определенные черты характера:
- воспитание силы воли;
- стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности;
- доведение любого начатого дела до конца;
-выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих.
Поэтому в работе над проектом и взята эта возрастная категория.
Критериев включения или ограничения при наборе именно в эту целевую группу я не вижу. Работой с природным материалом могут заниматься дети, у которых есть хоть малейший интерес, заинтересованность, желание к творчеству.
В работе с детьми, мы используем природный материал, растущий на территории нашего Северо – Западного региона. Такой как: мох, шишки сосны и ели, чага, листья деревьев.

Содержание проекта
Основной деятельностью проекта является ручной труд, который направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Работу по изготовлению поделок мы начинали в старшей группе с усвоения способа выполнения фигуры по образцу, сделанному нами заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводили анализ структуры поделки, определяли способ соединения частей, продумывали и планировали ход предстоящего дела. Пользовались приемом «делай вслед за мной». Затем переходили к изготовлению поделки по образцу. После успешного усвоения способа изготовления фигуры по образцу мы переходим к изготовлению фигуры по рисунку – модели. Далее дети работают по замыслу.
В подготовительной группе работу по изготовлению поделки – человека можно разделить на два этапа: менее и более сложный. На первом этапе делаем несложные игрушки. Затем мы учим детей действовать самостоятельно, контролируя свою деятельность. Они уже могут планировать свои действия по условию. Свободно комбинируют материал для поделки, используя заменители. Усложнение в подготовительной группе происходит в процессе работы над композициями из природного материала. Самый сложный вид творческой работы связан с полной самостоятельностью в проявлении творчества. Дети сами выбирают тему, образ, материал, вид крепления, сами компонуют поделки в композицию.
Ручной труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
Решаемые задачи:
1.Научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
2.Развивать у детей воображение, фантазию и творчество с помощью создания художественного образа.
3.Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки.
4.Развивать эстетический вкус через восприятие образов и через оценку результатов чужого и собственного труда.
5.Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделки и выбирать подходящий природный материал.
6.Формировать эмоциональную сферу ребенка, воспитывая в нем культуру выражения эмоций.
7.Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом и оказывать посильную помощь другу.
8.Бережно и чутко относиться к результатам чужого труда.
Проект реализуется в формате кружка. Выбор не случаен: мы ориентируемся на интерес ребенка как на стимул к творчеству.
Периодичность в осуществлении деятельности в рамках проекта есть, так как кружок рассчитан на детей старшего и подготовительного возраста ДОУ.
Проект долговременный – 2 года.
Представленная мной работа является самостоятельной методикой.

Условия реализации проекта
Проект рассчитан на воспитателей ДОУ, заинтересованных в развитии творческих способностей ребенка. Так же может быть использован в изостудиях, преподавателями дополнительного образования, родителями. Квалификация роли не имеет. Для того, чтобы реализовать проект специального дополнительного обучения не требуется.
Оборудование должно быть по росту ребенка (стол, стул), прочное, отремонтированное. Нам потребуются такие инструменты, как подкладные доски, стеки, шило, ножницы, карандаши, сверло. Колющие, режущие инструменты используются только воспитателем. Организуя работу по изготовлению поделок из природного материала необходимо светлое, хорошо проветриваемое и освещенное помещение. Весь природный материал растительного и животного происхождения должно быть хорошо просушено, не иметь запаха, не аллергенно, безопасно. Все хранится в отдельных коробках, емкостях. Материал прошедший сертификацию. В своей работе мы используем наглядные пособия, картинки по теме, дидактические игры с природным материалом.
Такие как: «Собери человечка». Цель: учить детей находить пропорции фигуры человека.
Дидактическая игра «Фоторобот». Цель: учить детей определять, какое должно быть выражение лица у человека, испытывающего различные эмоции. Необходимо составить лицо: веселое, печальное, злое, испуганное и т.д.
Дидактическая игра «Определи и изобрази настроение» Цель: учить детей определять и изображать испытываемые человеком эмоции в зависимости от ситуации. Детям показывают картинки с различными ситуациями.
Планируемые или полученные результаты
Для того, чтобы определить результативность нашей работы по формированию выразительности образа человека в детской продуктивной деятельности, мы провели разработанную нами диагностику на начальном этапе (старшая группа) и на заключительном этапе обучения (подготовительная группа). Методика «Нарисуй человека». Так как в психолого-педагогической литературе мы не нашли методик, оценивающих выразительность в рисовании человека, мы разработали методику, в которой в качестве показателей взяли за основу средства выразительности, используемые ребенком. На основе анализа средств выразительности мы делаем вывод о выразительности рисунка.
Мы выделили выразительные средства, которые может использовать ребенок при рисовании человека: цвет, линия, фон, декоративность, форма, гиперболизация, агглютинация, композиция, комментарии к рисунку и игровые действия. Эти выразительные средства мы использовали в качестве критериев для оценки детских работ.
Для анализа результатов оценки уровня использования выразительных средств детьми контрольной и экспериментальной групп мы провели диагностику и отметили, что показатели выразительного изображения человека по методике «Нарисуй человека» у детей подготовительной группы намного выше, чем у детей старшей группы. Таким образом, занятия ручным трудом с природным материалом благотворно влияют на детей.
1.Для того, чтобы проводить работу с детьми по формированию выразительности в детской продуктивной деятельности, необходимо выявить начальный уровень использования детьми выразительных средств. Для этого используются следующие методы: анализ детских работ, беседа с ребенком, анализ детских высказываний во время процесса рисования.
2. Индивидуально – дифференцируемый подход к детям. Он выражается, во-первых, в организации работы с детьми, исходя из их трудностей (в нашем случае многие дети экспериментальной группы затрудняются с передачей движения человека).
Во-вторых, при работе с детьми необходимо учитывать их интересы.
В-третьих, необходимо учитывать характер и темперамент каждого ребенка при организации работы с ним.
3.Использование различных средств эстетического воспитания.
4.Так как дети 5-7 лет зачастую затрудняются в определении пропорций фигуры человека, особенно если изображают человека в движении, можно использовать дидактические игры.
5. Необходимо создать для ребенка значимый для него мотив: изготовление подарка, изготовление поделки, чтобы помочь сказочному герою, изготовление поделок для создания выставки на определенную тему.
6.Работу по формированию выразительности образа человека необходимо проводить в разных видах деятельности: на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. 7.При оценке работ детей следует отмечать найденный ребенком выразительный образ. Если воспитатель с должным вниманием отнесется к этому, дети начнут замечать выразительные элементы в поделках других и сами будут стараться сделать поделку наиболее выразительной.
Видеоролик с рассказом о проекте