Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3155
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Школа эффективного родительства (программа интерактивного семинара-тренинга для родителей дошкольников с расстройствами аутистического спектра)
Целевая группа
- родители,воспитывающие ребенка с расстройствами аутистического спектра
- детско-родительские группы
Возрастные рамки воспитываемых родителями детей находятся в диапазоне 5–7 лет.
Группы являются открытыми (задания каждого тренингового дня позиционируются как самостоятельный завершенный блок), что позволяет участникам пропускать занятия в силу уважительных причин и обеспечивает непрерывное вхождение новых участников в группу. Продолжительность и периодичность занятий составляет два часа в вечернее время, одна встреча в неделю.
Содержание проекта
Представлена теоретически обоснованная и технологически разработанная программа интерактивных (тренинговых) занятий для родителей, воспитывающих дошкольников с проявлениями аутизма. Теоретическое обеспечение программы дополнено материалами диагностики отношения родителей к детям в семьях, воспитывающих дошкольников с ОВЗ. Разработанная программа помощи ориентирована на оказание содействия успешной социализации детям на этапе поступления в школу (в том числе с компонентом инклюзивного образования).
В ходе занятий в «Школе эффективного родительства» участники оценивают результативность различных стилей воспитания ребенка; учатся наиболее полно выражать родственные чувства понимания, принятия, любви; осваивают принципы, способы и приемы оказания помощи детям в установлении контакта с учителями, сверстниками и другими людьми. Представлены развернутые рекомендации для учителей и организаторов обучения по осуществлению продуктивного взаимодействия с родителями.
Цель программы: в условиях работы тренинговой группы повысить компетентность родителей в овладении конструктивными средствами общения и взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра, на этапе подготовки его к обучению в школе.
Задачи:
1. Определить рассогласование родительских чувств, позиций и методов воспитания по отношению к ребенку с расстройствами аутистического спектра.
2. Освоить приемы нивелирования нежелательного поведения ребенка через осознание и понимание его мотивов и потребностей.
3. Расширить репертуар выражения чувств любви к ребенку с аутизмом и принятия его в различных жизненных ситуациях.
4. Формирование аналитических способностей для отслеживания и изменения привычных негативных стереотипов в детско-родительских отношениях.
Работа в группе интерактивного семинара-тренинга построена по модели блочного расположения содержательных частей. Наиболее рациональным способом построения коррекционно-развивающей работы с родителями, на наш взгляд, является компоновка блоков программы.
1. Мотивационно-установочный блок.
2. Когнитивно-аналитический блок
3. Рефлексивно-проективный блок
В качестве основных были разработаны восемь занятий программы. Дальнейшая работа по программе может включать любое количество занятий, автономных по тематике. Темы занятий выбирают родители, они же становятся главными проектировщиками их содержания и конечного продукта.
Условия реализации проекта
Данный проект разработан для специалистов, имеющих психологическое, дефектологическое или педагогическое образование, работающих в сфере образования, а также сотрудников медико-психолого-педагогических и социально-реабилитационных учреждений и служб.
В качестве дополнительного требования к подготовке ведущего данной программы выступает академическая осведомленность о детях с расстройствами аутистического спектра. Вариант изучения теоретического материала предлагается в Главе 1 «Теоретический анализ проблем семейной социализации детей с проявлениями аутизма на этапе подготовки к обучению в школе» учебно-методического пособия «Компетентный родитель в сфере инклюзивного образования», составленного В.И. Морозовой и Т.В. Черниковой (учебно-методическое пособие находится в печати).
Для реализации занятий педагогу необходимо просторное помещение; стулья, расставленные полукругом; доска и маркер. Участникам тренинга необходимо заготовить рабочие тетради, состоящие из нескольких тетрадных листов в клетку. По мере подготовки к каждому занятию, ведущему необходимо или распечатать заданное количество бланков (например, для работы с правилами формулирования целевых ориентиров), или принести набор цветной бумаги (для поделки оригами), или подготовить песочницу с игрушками (при использовании метода пескотерапии).
Для комплексной психодиагностики детско-родительских отношений в семьях нами был предложен и апробирован комплекс методик, позволяющий специалисту получить проверяемые результаты:
1. Список потребностей родителей (Р. Дарлинг).
2. Шкала степени отверженности ребенка в семье (А.Г. Лидерс).
3. Диагностика отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).
4. Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер).
5. Рисунок семьи (в интерпретации А.Л. Венгера).
Родителям предлагались задание или анкета, содержащая перечень определенных утверждений или вопросов. Опросники заполнялись участниками исследования в домашних условиях и впоследствии были отданы экспериментатору.
Планируемые или полученные результаты
Новизна исследования состоит в том, что:
- акцентирована проблема задействования социального института родительства в целях интенсификации подготовки к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья; обоснованы принципы работы в их иерархии: принципы гуманитарной психологии → принципы антропологического подхода в образовании → принципы организации психолого-педагогической работы в интерактивном режиме;
- по тематическим группам систематизированы трудности семей с детьми аутистами, выявленные по материалам разрозненных исследований, что позволяет моделировать программы диагностики, коррекции и развития на различных теоретических основаниях;
- на уровне статистической значимости определены отличительные характеристики родительского отношения к детям с РАС при сравнении с другими группами родителей, имеющих детей с ОВЗ. Для сравнения двух зависимых групп выборок (семьи, воспитывающие детей с проявлениями аутизма до и после проведения интерактивного семинара-тренинга «Школа эффективного родительства») нами был использован T-критерий Вилкоксона.
Статистически значимые различия были отражены:
в снижении шкалы «Тревога» методики «Диагностика отношения к болезни ребенка» (Т= - 3,080; p=0, 002);
в повышении шкалы «Степень совпадения черт» методики «Степень отверженности ребенка в семье» (Т= - 3,845; p=0, 000);
в понижении шкалы «Степень отвержения» методики «Степень отверженности ребенка в семье» (Т= - 3,206; p=0, 000).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- предложена комплексная диагностика, направленная на разностороннее выявление родительского отношения к ребенку с РАС, применимая для работы с различными группами родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, в том числе для широкой категории социально проблемных семей;
- разработана теоретически обоснованная и технологически обеспеченная программа интерактивного семинара-тренинга «Школа эффективного родительства», ориентированная на повышение семейного потенциала в содействии успешной социализации детям; при внесении необходимых изменений программа становится применимой для работы с широкой категорией детских нарушений в развитии;
- представлены развернутые рекомендации для учителей и организаторов школьного обучения по осуществлению продуктивного взаимодействия с родителями будущих учеников системы инклюзивного образования в целях повышения их готовности к переходу в школу как институт социализации нового типа.
Таким образом, исследование позволило убедиться в правомерности выбранной ведущей формой работы для построения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Видеоролик с рассказом о проекте