Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3125
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Развитие самостоятельности и независимости детей с РАС в процессе самообслуживания в быту
Целевая группа
Участники программы – группа детей в возрасте 5 – 8 лет с ограниченными возможностями здоровья в количестве 10 человек. У всех детей основным или сопутствующим диагнозом является аутизм.
Содержание проекта
В последнее время проблема адаптации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится все более актуальной. РАС характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и осмыслять простейших связей в происходящем обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания. Большинство детей с РАС имеют задержку в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, и им требуется специально организованное обучение. Большая часть программ для детей с расстройствами аутистического спектра, в основном, направлены на интеллектуальное развитие. Развитие социально-бытовых навыков - необходимый и обязательный элемент обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Подготовить детей с ограниченными возможностями к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная идея данного проекта.
Цель : Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания в быту у детей с расстройствами аутистического спектра
Задачи проекта:
1. Формировать и закреплять навыки самообслуживания в индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Развивать и поддерживать навыки коммуникации в малой группе: отвечать на вопросы, выполнять инструкции, проявлять инициативу, соблюдать очередь, ждать, помогать напарнику.
3. Формировать активную позицию ребёнка и укреплять веру в свои силы в овладении навыками самообслуживания, развивать и мотивировать желание быть самостоятельным в быту. Создать основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
Проект реализуется в формате регулярных занятий с детьми в течение учебного года и завершается проведением выездного лагеря поддерживаемого проживания. Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю в течение двух академических часов. На занятиях дети учатся базовым навыкам приготовления блюд, правилам пользования бытовыми приборами, техники безопасности, бережливости и аккуратности. В летний период проводится выездной лагерь поддерживаемого проживания, который базируется на выработанных в течение учебного года социально-бытовых навыках. Нахождение в лагере способствует развитию самостоятельности, навыков содержать в порядке себя и свое пространство, регулировать режимные моменты.
Данный проект является отдельной методикой, однако его реализация приносит более значимые результаты, если ребенок занимается по сопутствующим коррекционным программам, которые направлены на развитие коммуникативной сферы, мелкой и крупной моторики.
Условия реализации проекта
Педагог, реализующий программу, имеет высшее профессиональное образование (Ростовский Государственный Университет, специальность «Психология»). Специалист обладает теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии, знает основы прикладного поведенческого подхода и других методов помощи детям с РАС.
Для реализации содержательной линии «Приготовление пищи» необходима кухня, оборудованная плитой с духовым шкафом, мойкой, столом для приготовления пищи, холодильником и микроволновкой. Необходимым условием является инвентарь и оборудование для проведения занятий по приготовлению пищи: кухонный текстиль, кухонные инструменты, бытовые электроприборы, инвентарь для уборки, инвентарь для мытья посуды, комплект продуктов, необходимый для приготовления конкретного блюда.

• Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:
1. Брюс Л.Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
2. Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок, издательство Редактор, 2012
3. Доленко О.В. Аутизм в дошкольном детстве - откровенный разговор (в помощь родителям). – Запорожье: «Печатный мир», 2009.
4. Лебединский В.В. , Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
5. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми - М., Генезис - 2000
6. Н.Ньюкомб, Развитие личности ребѐнка, изд. «Питер», 2003
7. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Юлия Эрц, Ольга Мелешкевич, издательский дом БахраХ-М, 2014
8. Франческа Анне. Введение в психологическую теорию аутизма.- М.: Теревинф, 2006. – с.12 – 45
9. Чарльз Ньокиктьен Детская поведенческая неврология. - М.: «Теревинф» 2009
10. Ширли Коэн Как жить с аутизмом? (Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом). Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2008
Планируемые или полученные результаты
В процессе реализации проекта достигнуты поставленные задачи, дети овладели навыками приготовления блюд (варить жарить, тереть, распаковывать продукты), сервировки и уборки стола; пользования бытовыми приборами; обучены технике безопасности, а также адекватному поведению в случае опасности для жизни, возникающей при работе с бытовыми
Также получены незапланированные результаты:
- увеличение и обогащение пищевого репертуара детей;
- развитие сенсорной сферы, снижение ощущения брезгливости к продуктам питания различной консистенции;
- появление мотивированного желания самостоятельно готовить себе еду.
Видеоролик с рассказом о проекте