Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3119
Тематика
Игра
Название проекта
Игровая лаборатория
Целевая группа
Проект направлен на работу с целевой группой: дети – родители – педагоги. Возраст и особенности развития детей не имеет ограничений для участия в проекте. Для включения в целевую группу участники прежде всего должны определить для себя результативность (цель) собственной деятельности: «Зачем мне это надо?, Что я получу по окончанию проекта?, Что я буду делать на протяжении проекта?»
Содержание проекта
Цель проекта: развитие творческого воображения дошкольников в игровой деятельности.
Задачи проекта:
- повысить компетентность педагогов в организации игровой деятельности;
- обеспечить поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития игровой деятельности;
- формировать и развивать игровую деятельность в соответствующих возрасту видах игр
- стимулировать проявление инициативы и творчества в игровой деятельности.
Проект реализуется в формате еженедельного проведения пятничного игрового события «Игровая лаборатория» с вовлечением специалистов, родителей.
Каждое игровое событие предусматривает включение родителей, педагогов и детей из других групп. В ходе игрового события предполагается спектр образовательных задач, которые вбрасываются ситуативно. Образовательные задачи вбрасываются в ситуациях возникновения проблем, провокаций со стороны педагога, в ходе изменения сюжета игры, с введением нового героя.
Обязательна поддержка моментов игровой деятельности, соответствующей возрасту детей. Для этого сам педагог принимает на себя роль и «смачно» играет, не вмешиваясь при этом в «закрученный» игровой сюжет детей. Игра педагога необходима для решения возникающих проблемных ситуаций и вбрасывания когнитивных задачек для развития сюжета, (не извне, а внутри). Для включения в игровое событие каждого ребенка предусматривается наличие точек детской активности, отражающие личностные интересы детей. Во время игры позиция взрослых больше тьюторская, предполагается периодическое «отползание» взрослых, чтобы дети проживали деятельность самостоятельно. Каждое проявление инициативы, активности ребенка поддерживается взрослыми находящимися рядом. Игровое событие не имеет четкого сценария. Обязательна гибкость, интерактивность (рамочность) сюжета. Есть скелет события, либо общая тема, но внутри предусмотрено место для детских ходов. Сюжеты принадлежат самому ребенку — его воле, его желанию, его замыслу. Он наделяет смыслом предметы заместители, использует неоформленные материалы для разворачивания сюжета. Дети учатся слушать и слышать партнера, педагог и другие взрослые играют рядом или вместе (по желанию детей). Каждый участник является субъектом события: чувствует себя центром и вносит свое содержание в сюжет игры, строит свою собственную деятельность, имеет возможность действовать в малых и больших группах, работать индивидуально. При этом остается право отказа от участия в событии: ребенок может выйти из события и выбрать свой вид активности. Итогом каждого игрового события становится творческий продукт: постройки, элементарные поделки, неосязаемый продукт (создание сказки, сюжета игры, плана-схемы и другое).
Проект рассчитан на год. Для повышения эффективности деятельности необходима реализация проекта в совокупности с использованием личностно - ориентированных технологий.
Условия реализации проекта
Проект реализуют воспитатели, старшие воспитатели и специалисты детского сада (психологи, дефектологи, логопеды, тифлопедагоги, музыкальные руководители, физ. инструктор).
Необходимые компетенции:
- Знать особенности становления и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
- Уметь организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность, обеспечивающую развитие и поддержу детской инициативы и творчества.
- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной развивающей игровой среды, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.
- Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга развития творческого воображения.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними.
Тематика игровых событий определяется интересами детей для чего ведется дневник «Почемучек». Проводится подготовительная работа по выбранным тематикам: просмотр видеофрагментов, расширение социального опыта, чтение дополнительной литературы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа, обогащение развивающей среды. Много различных предметов – заместителей из разнообразных материалов, представлены различные макеты ограниченного пространства, имеется набор разнообразных мелких игрушек и материалов. Достаточное количество разнообразных материалов для образных игр детей – костюмы, атрибуты, аксессуары (элементы костюмов, изготовленные детьми, для отображения выбранного образа). Есть место, где расположены ткани различных размеров, расцветок и фактур, вспомогательные материалы. Для обогащения представлений об образах, есть книги по различным тематикам с яркими красочными картинками, энциклопедии, мультфильмы, альбомы. В пространстве предусмотрено место или небольшое возвышение (сцена) для демонстрации образов, принятых детьми.
Среда группы не перегружена проработанными игрушками (куклы, машины, мягкие игрушки) в ней достаточно игрового реквизита, для поддержки игрового замысла детей. Однако «достаточный уровень» предполагает его некоторую нехватку, что провоцирует детей на самостоятельное изготовление материалов для игры.
Для диагностики уровня развития творческого воображения был подобран следующий диагностический инструментарий:
- 1 блок методов направлен на изучение эмоционально-субъектных особенностей ребенка (его интересов, предпочитаемых видов деятельности, отношения к творчеству, представлений о творчестве), которые позволят в дальнейшем конструировать индивидуально-ориентированное содержание и подбирать специальные методы и формы игровой деятельности с детьми (беседа-интервью, ситуация выбора предпочитаемой деятельности , анкетирование родителей, беседа о творчестве).
- 2 блок методов изучает деятельностно-субъектные особенности ребенка, к которым относятся умения ребенка, особенности его поведения («Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Где чье место?» Е.Е. Кравцова, «Сочини сказку» О.М. Дьяченко, «Наблюдение за ребенком»).
Планируемые или полученные результаты
Планируемые результаты.
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок берет на себя роль и действует в ходе игры в соответствии с принятой ролью, вносит в свои действия личное отношение, придумывает новые действия. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, реплики оригинальны, не дублируют партнеров. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу. Ребенок проявляет интерес к разным видам игр, но в то же время выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности. В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Детям-сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей–режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
Основным методом измерения уровня развития творческого воображения в игровой деятельности является метод педагогического наблюдения. Периодичность проведения измерений 2-3 месяца.
Видеоролик с рассказом о проекте