Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3117
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Детско-родительский проект "Моя семья"
Целевая группа
- дети старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи;
- педагоги ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог;
- родители.
Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. "Важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни",- высказался и президент России Владимир Путин.
Все начинается с семьи:
И радости, и беды,
И заблуждения твои,
И первые победы.
Прядется нить твоей судьбы
В родительском же доме,
Каким тебе в дальнейшем быть,
В семейном пишут томе.
Поэтому задача педагога - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней заинтересованностью и со стороны родителей. Для этого мы создали домашний кукольный театр , с помощью которого закладываем в детях основы семейных ценностей и гармоничного видения мира. Умение сочувствовать, сострадать, сопереживать близким - все это задачи домашнего кукольного театра. При игре театральными куклами ребенок получает эмоциональный опыт, развивает чувство себя в мире и мира в себе. Ведь театр всегда был могучим средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка в первую очередь. Играя куклами домашнего театра, у ребенка происходит творческое восприятие семейных ценностей. Кукольный театр можно использовать педагогами на развивающих занятиях, в свободной деятельности детей, в семейном воспитании, а также в проектной деятельности в ДОУ, в центрах дополнительного образования, в коррекционных учреждениях, в центрах реабилитации детей и подростков.
Содержание проекта
Цель проекта:
создание организационно – педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, семейным ценностям и традициям.
Задачи:
- заложить у детей основы нравственно-этических норм семейного воспитания и православной культуры;
- сформировать у детей представления о хорошей, благочестивой семье на примере жизни святых Петра и Февронии;
- организовать сотрудничество между семьей и детским садом в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- познакомить детей и родителей с домашним кукольным театром «Семья»;
-поддержать детскую инициативу и самостоятельность детей;
-повысить роль института семьи в воспитании детей;
- развивать связную речь через рассказывание и разыгрывание специальных психологических сказок.
Сроки проведения проекта: краткосрочный (1-2 месяца)
Подготовительный этап
1. Исследовательская деятельность
Цель:
- узнать у родителей, читаются ли в семьях детям сказки;
- что значит слово «мама» для ребенка;
- какое место в жизни ребенка занимает каждый член семьи.
Формы исследования:
-анкетирование родителей «Сказка в вашей семье»;
- игровая ситуация для детей «У нас в гостях Смешарики» (видеоинтервью на тему «Я и моя мама»);
- рисуночный тест «Моя семья».
2. Основной этап
- Чтение Сказания о Петре и Февронии (просмотр мультфильма), беседа по прочитанному (увиденному);
- Творческая мастерская. Конструирование «Ромашка» (символ семьи);
- Сюрпризный момент «Посылка от Смешариков». Получение посылки на почте;
- Знакомство с жителями кукольного театра «Семья»;
- Сказки от Сплюшки. Чтение «сонных» сказок детям перед дневным сном;
- «Мастерская Данилы-мастера» (мастер-классы от пап и дедушек);
- Школа Марьи-искусницы (мастер-классы от мам и бабушек);
- Чтение детям авторских сказок о своей семье;
- Кукольный театр «Любовь мамы»;
- Детско-родительский конкурс "Картонное чудо";
- Беседа «Чем ты можешь помочь своей семье?»
- Изготовление цветка-помощи для мамы (со знаками-символами)
- совместная детско-родительская работа "Изготовление генеалогического древа".
3. Заключительный этап
Семейный вечер «Дружная семья»:
- викторина «Семья»;
- тест для родителей и детей «Нарисуй свой дом»;
- тренинг для родителей «Саморегуляция» (умение освобождаться от негативных эмоций);
- презентация фильма «Моя семья»;
- вручение подарков и благодарственных писем родителям и детям;
- танец дружбы;
- чаепитие.
В течение проекта родители - частые гости и непосредственные участники в жизни детского сада: сочинительство добрых детско-родительских сказок, диссеминация жизненного опыта при проведении мастер-классов для детей, проведение утренних зарядок, совместная игра в театр, разыгрывание домашних спектаклей перед родственниками, друзьями.
Условия реализации проекта
Необходимые компетенции для реализации социального творческого проекта "Моя семья":
- наличие специалистов: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя;
Специальное дополнительное обучение для реализации проекта: мастер-класс по изготовлению театрального чемоданчика (с помощью сети Интернет). Кукол из серии "Семья" можно изготовить собственноручно или заказать у автора кукол художника-кукольника Ситниковой
Оборудование и инструментарий:
Опишите основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимым для реализации проекта.
В этом же разделе укажите необходимый для работы диагностический и методический инструментарий.Для реализации проекта необходимы:
- домашний кукольный театр "Семья"- чемоданчик, который трансформируется в настольную ширму для игры в театр. Выбор цветовой гаммы обоснован с психологической точки зрения. Ребенок воспринимает происходящее действо как модель мира. Натуральная гамма цветов используется в юнгианской арттерапии.
Каждая деталь и цвет настольного театра имеет свой смысл. Сам сундучок выполнен в белом цвете (символ чистоты, начало семейной жизни). Основа театральной ширмы – земля-матушка (песочный оттенок). Занавес – небо с облаками - символ мира и спокойствия (голубой и белый цвета). В настольном театре имеются съёмные фоны "Игровая комната", "Времена года". Дети могут почувствовать себя в роли актеров и режиссеров.
В сундучке живет кукольная семья: мама Улыбашка, папа Поиграйка, сын Егоза, дочь Сонюшка, бабушка Хвалюшка и самый мудрый, добрый дедушка Добрыня. Имена кукол раскрывают роли всех членов дружной семьи.
Мама Улыбашка создает в семье атмосферу эмоционального благополучия и любви.
Папа Поиграйка – сильный, мужественный, надежный. Находит время и для «ратных подвигов», и для игры с детьми.
Сын Егоза – непоседа, исследователь.
Дочь Сонюшка – нежная, хрупкая, ласковая девочка.
Бабушка Хвалюшка – символ Вселенской доброты.
Дедушка Добрыня - хранитель семейных традиций.
В домашнем кукольном театре можно разыгрывать добрые семейные сказки, которые рассказывают ребенку о любви мамы, о роли отца в семье, о сестренках и братишках, о почитании старших и семейных традициях, о православных праздниках.
- авторские "Добрые сказки", написанные родителями для своих детей;
- "Сонные сказки" и "Сказки от капризов" Марии Шкуриной;
- сборник "Марьюшкин сундучок" воспитателя детского сада с приоритетным осуществлением православного духовно-нравственного развития Марии Горюновой.
Для проведения диагностики используется:
-анкетирование родителей «Сказка в вашей семье»;
- видеоинтервью «У нас в гостях Смешарики»;
- рисуночный тест «Моя семья» (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой);
- викторина «Семья»;
- тест для родителей и детей «Нарисуй свой дом»;
- тренинг для родителей «Саморегуляция» (умение освобождаться от негативных эмоций)
Планируемые или полученные результаты
Результат проекта: развитие "мягких" навыков (навыков коммуникации) у детей с речевыми нарушениями.
Из отзывов родителей о проекте «Моя семья: «… и дети, и родители охотно приняли участие в этом проекте, все приложили свои усилия. Получилось интересное совместное творчество родителей, детей и воспитателей, полное искренности и доброты. Мы получили заряд положительных эмоций. Хорошо, что с детского сада начинают детей воспитывать на примере жизни святых Петра и Февронии. Дети с удовольствием играли в домашний театр «Семья», в котором куклы олицетворяют собой уют и тепло семейного очага».
Мы рады, что наш проект помог детям и взрослым еще раз почувствовать, какое это счастье — жить в семье.
Периодичность диагностирования участников проекта: 2 раза (в начале проекта и по окончанию).
Методы измерения: тестирование, интервью, викторина.
Видеоролик с рассказом о проекте