Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3051
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Проект "Виртуальный концертный зал в детском саду"
Целевая группа
Целевая группа проекта «Виртуальный концертный зал в детском саду» охватывает всех субъектов образовательного процесса, организация которого актуализирована запросом на инклюзию. В реализацию проекта на базе МАДОУ № 43 г. Сухой Лог, Свердловской обл в 2016-17 гг были включены:
• воспитанники старшего дошкольного возраста различных образовательных потребностей – дети нормотипичного развития, одарённые, дети с ОВЗ (категории – тяжёлые нарушения речи (ТНР), с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе один ребёнок-инвалид);
• родители (законные представители) воспитанников ДОУ;
• педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, педагог – психолог, учитель – логопед, педагог по театрально-игровой деятельности, воспитатели);
• социальные партнёры - специалисты Свердловской государственной академической филармонии, педагоги Сухоложской детской музыкальной школы;
• педагогическое сообщество города (в том числе школ и центров художественно-эстетической направленности).

Преимущество проекта - в его «наполнении» вариативным содержанием для обучения детей различных категорий.
Своеобразие образовательных потребностей, психосоматических особенностей воспитанников-участников проекта определяют необходимость тьюторского сопровождения, включения наставников.
ДОУ, включившийся в проект, но не имеющий в своём штате специалистов, использует кураторскую, консультативную помощь.
Для детей одарённых необходимо включение дополнительных направлений работы, например – создание детского оркестра народных инструментов (по произведениям П.И. Чайковского из «Детского альбома» - «Комаринская», «Русская песня» и др) и т.д. Эта категория детей с удовольствием участвует в театрализованных постановках по музыкальным произведениям, Однако, из практики проекта -такая деятельность успешно сопровождает и процессы речевой коррекции на стадии автоматизации полученных навыков.
Проект аккумулирует ресурсы для реализации программ нравственно-патриотической, художественно-эстетической направленности, особенностей региона, где он будет реализован. Например, "Карнавал животных" К. Сенсанса повод актуализировать знания о животном мире своего региона. С симфонической сказкой "Петя и волк" С. С. Прокофьева, с "Детским альбомом" П.И.Чайковского - дети занимаются разноплановой проектно-поисковой деятельностью (см. методический фильм "Секреты детского альбома").
Полученные результаты – у воспитанников, педагогов - говорят о своеобразной амплификации филармонического проекта, позволяющей говорить о его полифункциональности и эффективности в условиях инклюзивного образования (см. видео - "Виртуальный концертный зал в работе с детьми с ОВЗ"). Особым смыслом наполняются слова Л.С. Выготского о том, что "человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане,чем в плане медицинском и биологическом".

Содержание проекта
Проект «Виртуальный концертный зал в детском саду» объединяет всех субъектов образовательного процесса в вопросах музыкального развития дошкольников различных категорий.
Актуальность проекта в системе инклюзии находит обоснование в работах Л.С. Выготского: «…процесс компенсации, вызываемый дефектом, может зависеть от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, наконец, от воспитания…». Использование в формировании т.н. "базовых" основ речевого развития -эмоций, моторики, ресурсов высокохудожественной музыки, способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста.
Цель проекта создание комплекса условий, обеспечивающих музыкальное воспитание и развитие различных категорий воспитанников в системе инклюзивного дошкольного образования.
Проект: долгосрочный, реализуется с детьми старшего дошкольного возраста.
В проекте на материале произведений С. Прокофьева «Петя и волк», П.И. Чайковского «Детский альбом», К. Сен Санса «Карнавал животных» происходит системное «погружение» детей в классические музыкальные произведения, которые становились своеобразным фоном, помогающим в развитии ребёнка.
Направления совместной деятельности взрослого и ребёнка:
• Формирование и коррекция психоэмоциональной сферы, нейропсихологическая коррекция
• Развитие и коррекция сенсомоторной сферы
• Развитие и коррекция речевых процессов
• Нравственно-патриотическое, познавательное и художественно-эстетическое развитие
Важное условие - объединение усилий всех специалистов, педагогов дополнительного образования и чёткое координирование в рамках коррекционного процесса детей с ОВЗ. При этом достигается важный эффект амплификации проекта.
Формы реализации проекта:
• интегрированные, тематические, комплексные занятия музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, педагогов по театрально-игровой и изобразительной деятельности;
• посещение виртуальных концертов классической музыки в режиме on-line и off-line;фоновое слушание музыки в режиме дня «Минутки музыки», «Музыкальная зарядка»;
• конкурс на «Лучший музыкальный уголок в ДОУ», изготовление родителями шумовых музыкальных инструментов;
• создание мини-музея музыкальных инструментов в ДОУ, «семейное» изготовление шумовых инструментов;
• музыкальные квесты, гостиные, викторины, интерактивные игры, кроссворды;
• посещение концертов музыкальной школы, экскурсии в Свердловскую государственную академическую филармонию ;
• оформление выставок «Мы рисуем музыку», «Музыкальная сказка «Петя и волк»;
• создание и совместное озвучивание 3D книги «Удивительное путешествие в мир музыки» по музыкальной сказке «Петя и волк», инсценировка сказок «Петя и волк», «Русская песня»;
• анкетирование родителей на предмет социального заказа;
• презентация проекта на заседаниях муниципального ресурсного центра, на общем родительском собрании.
Условия реализации проекта
Реализация проекта в ОУ начинается с заключения договора с филармонией, которая предоставляет бесплатно (!!!) музыкальный контент* - "Филармонические уроки", серию культурно-просветительских видеопрограмм. Данные программы -это логически выстроенный динамичный рассказ о музыке в доступной для аудитории форме на базе каталога записей Виртуального концертного зала Свердловской филармонии.
«Филармонический урок» – не только «видеохрестоматия» для образовательной программы, но и инструмент, действенный способ расширения кругозора воспитанников. Зрелищность, увлекательная форма, эффект присутствия в концертном зале, возможность «заглянуть за кулисы» – все это является неотъемлемой частью каждого выпуска «Уроков».
Материально-техническое обеспечение "Виртуального концертного зала в детском саду" в МАДОУ № 43 состоит из мультимедийной установки, компьютера. Также рекомендуется иметь комплект иллюстраций, репродукций, портретов композиторов, фотографий и картин с изображением музыкальных инструментов, художественная литература, детские музыкальные инструменты - т.е. тот материал, который соответствует сюжету и теме встречи. Такое оборудование доступно в любом самом отдалённом населённом пункте.
И самое главное условие успешного, яркого, познавательного проектного результата - это заинтересованные педагоги - «в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания…» (К. Д. Ушинский).

* музыкальный контент записывается на жесткий диск, который приобретается самостоятельно ОУ. по мере необходимости, он может дополнятся новыми сериями музыкальных занятий.
Планируемые или полученные результаты
Воспитанники (нормотипического развития и категории ОВЗ) Проявляют интерес к слушанию классической музыки. Имеют представления о музыкальных инструментах, различают на слух и наглядно музыкальные инструменты (85%), имеют представления о музыкальной школе, сфере музыкального искусства (93%), сформированные представления об изученных классических произведениях проекта. Различают на слух и дают название и характеристику музыкальных произведений, авторов музыки. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти – в динамике до 90%. Формируется музыкальное восприятие детей: увлечённость, произвольности, сосредоточенности, умение улавливать детали исполнения.
Расширился активный словарь, высказывания о музыке содержательны. В психомоторном развитии отмечается улучшение координация речи с движением, сферы эмоционально-чувственного опыта детей, улучшение развития психических процессов. Дети могут отражать свои впечатления в рисунке, движении, пластике. Дети продолжают обучение в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности (до 80%).
Родители: участвуют в исследовательских музыкальных проектах. Формируются семейные традиции посещения музыкальных вечеров в школе искусств, желания и потребности музыкального просвещения, посещения филармонии. Наблюдается инициативность в развитии творческих задатков детей. Отмечается наличие в семье записей классических музыкальных произведений. Родители имеют рекомендации по перечню музыкальных произведений в соответствии с возрастом ребёнка.
Педагоги: используют элементы музыкального проекта в образовательной деятельности. Происходит амплификация программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности музыкальным материалом проекта. Педагоги имеют методические кейсы (видео, компьютерные игры, презентации, сценарии, рекомендации, анкеты, каталоги аудио, иллюстративный, раздаточный материал). Повышается ИКТ компетентность педагогов, пополняются педагогические портфолио.
ДОУ: введение в образовательный процесс новых приёмов формирования музыкальной культуры, расширяется практика нетрадиционного слушания классической музыки.
МАДОУ № 43 инициирует и проводит муниципальный конкурс «Битва оркестров». Пополняются музыкальные уголки групповых помещений. Сформирована методическая база кейсов по изучению с детьми музыкальных альбомов. Приобретается выносной материала для пленера, дидактические игры, и др. Предметно-пространственная среда ДОУ и прилегающей к нему территории видоизменяется в рамках музыкальных проектов «Под открытым небом».
Социум: внимание к значимости филармонического проекта, опыт с филармоническим проектом МАДОУ № 43 представлен на площадках различного уровня (муниципальный, региональный, международный). Заинтересованность коллег системы образования к взаимодействию с филармонией. Расширяется сетевое взаимодействие, изменяется имидж ОУ. С расширением числа участников проекта развивается виртуальная составляющая проекта.
Видеоролик с рассказом о проекте