Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 3006
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Ранняя инженерно-техническая профориентация детей старшего дошкольного возраста "Юный инженер"
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 8 лет), родители.
Проект не имеет региональной специфики работы, поэтому может быть реализован на всей территории РФ.
Содержание проекта
Особенность современной ситуации в международной экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. Профессиональная ориентация как сложная междисциплинарная система имеет многоплановые аспекты профессиональной ориентации, предлагает структуру, состоящую из 3 элементов: получение знаний о себе самом (образ "Я"), информации о мире профессионального труда, осуществление профессиональных проб.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и техническими способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.
Проведенное анкетирование родителей показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии.
В результате опроса детей старшего дошкольного возраста стало видно - несмотря на то, что большинство (60 %) из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий. Правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между разными видами труда только - 40 % детей. 30 % знают названия некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов анкетирования мною был разработан проект.
Цель: ранняя профориентация дошкольников в области профессий инженерно-технической направленности и развитие предпосылок к инженерно-техническим компетенциям у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Организовать практико-ориентированное образовательное пространство, направленное на формирования икт-компетенций, технических и математических навыков, расширяющего представления дошкольников о профессии инженера (Дидактические, строительно-конструктивные, ролевые игры; мини-музей "Мир профессий", пополнение центров конструирования, экспериментирования, познания, творчества)
• Сформировать у дошкольников представления об инженерии как сфере деятельности, познакомить с историей возникновения профессии (Виртуальные экскурсии, беседы-диалоги, чтение художественной литературы, дидактические игры, праздники, торжественные мероприятия, выставки научно-технического творчества).
• Развивать навыки технической проектной деятельности и конструирования при помощи научного подхода, критического мышления, икт-компетенций (Организованная образовательная; проектная деятельность в том числе с использованием легоконструирования и робототехники,авторские развивающие, строительно-конструктивные игры, участие в различных соревновательных программах, фестивалях, конкурсах, организация кружка "Юный техник")
• Повысить уровень квалификации педагогического состава в области ранней профориентации дошкольников ( Участие в различных соревновательных программах, фестивалях, конкурсах, семинары, мастер-классы, научно-исследовательские конференции)
Длительность: 2 года
Условия реализации проекта
Возможности развития предпосылок к инженерно-техническим компетенциям у детей старшего дошкольного возраста я рассматриваю в направлениях:
1. Конструктивная деятельность;
2. Познавательно-исследовательская деятельность;
3. Развитие логико-математического мышления;
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Материально-технические:
1. Компьютерные программы Lego Digital Designer, Lego education WeDo, Movavi Video Editor 12, Microsoft Office и др.
2. Робототехнические платформы ( Lego Education WeDo, WeDo 2.0, HUNA-MRT, UARO и др.)
3. Наборы различных видов конструкторов, материалов для экспериментирования, творчества, ручного труда (Lego, "Юный техник", "Знаток", "Механик" )
4. Картотеки опытов и экспериментов, в том числе и естественно-научной направленности
5. Развивающие игры Воскобовича, Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, математический планшет, головоломки и др.
6.Книги, иллюстрации, настольно-печатные игры. Тематика: дошкольникам о профессии
Кадровые:
Работу по проекту могут вести воспитатели, старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования. Без требований к уровню квалификации. Необходимы навыки работы с компьютером, планшетом. Рекомендовано ознакомление с компьютерными программами и действиями робототехнических платформ
Методические:
Наиболее эффективными технологиями в инженерно-технической профориентации дошкольников на мой взгляд являются:
1. Технология проектной деятельности.
2. Технология исследовательской деятельности.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
4. Технология интегрированного обучения.
5. Информационно-коммуникативные технологии.
6. Практико-ориентированные технологии.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ предмета исследования, моделирование педагогического процесса);
- эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, интервью, метод самооценок, изучение документации, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент)
Процесс формирования интереса и способностей дошкольников в области профессий инженерно-технической направленности будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия:
- сформирован интерес к занятиям по конструированию и технической проектной деятельности;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в групповых ячейках путём расширения Центров конструирования, экспериментирования, познания, творчества элементами, расширяющими представления дошкольников о профессии инженера с учётом возрастных особенностей;
- ребенок имеет возможность развивать и практически воплощать ключевые инженерно-технические компетенции в результате участия в соревновательных программах различного уровня;
- реализации технологий партнёрства с различными социальными институтами воспитания;
- применения разнообразных форм сотрудничества с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности в вопросах ранней профориентации и средств познавательного и творческого развития ребёнка.
Планируемые или полученные результаты
1. Написание практики из опыта работы по проекту по развитию инженерно-технических компетенций детей дошкольного возраста.
2. Создание авторской игры "Компас профессий" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями инженерно-технического профиля.
3. У дошкольников повысится мотивация к обучению и технической проектной деятельности, сформируется познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы
4. Дошкольник развивает и практически воплощает ключевые инженерно-технические компетенции в результате участия в соревновательных программах различного уровня.
5. Повысится компетентность родителей в вопросах развития познавательной активности и творческих способностей детей, психолого-педагогической грамотности в вопросах ранней профориентации. Выстроится благоприятный семейный микроклимат.
6. Повысится степень удовлетворенности родителей качеством дополнительных образовательных услуг.
Видеоролик с рассказом о проекте