Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2969
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Проект организации коррекционно – образовательной работы с учащимися с ОВЗ
Название проекта
«Дорогой в мир»
Целевая группа
Дети с ОВЗ 6-7 лет (дети с ЗПР, с ОНР, со сложной структурой дефекта, с тяжёлыми нарушениями речи, дети с РАС), объединённые в одну группу).
В нашей группе объединены дети с различными неврологическими и психическими заболеваниями. У них наблюдается разная степень нарушения психического, эмоционального и социального развития (36,5% с задержкой психического развития, 9% с синдромом Дауна, 18 % с расстройством аутистического спектра, 36,5% с умственной отсталостью); 45% детей характеризуются отсутствием речи. Остальным детям группы присуще общее недоразвитие речи, которое проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти.
Вариативность отклонений в интеллектуальном развитии воспитанников групп имеет широкий диапазон: от состояния «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дизадаптации до умственной отсталости.
Большая часть детей, не только не умеет заниматься совместной деятельностью, но и зачастую испытывает раздражение от присутствия рядом других детей или необходимости считаться с их мнением, выслушивать их ответы, дожидаться своей очереди, делиться чем-либо со сверстниками. Сложность организации коллектива группы состоит и в том, что у детей наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей. У большинства детей с ОВЗ наблюдается психический инфантилизм, что проявляется эмоционально – волевой незрелостью: преобладанием игрового интереса при недостаточной способности к занятиям, требующим волевых усилий, у некоторых воспитанников отсутствует живость, весёлость, хотя может иметь место расторможенность и эйфоричность. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО коррекционная работа должна быть направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Адаптированной Образовательной Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В связи с этим, проблема выбора адекватных приёмов и методов организации коррекционно – образовательной работы с детьми с ОВЗ в едином образовательном пространстве стала одной и самых актуальных.
Содержание проекта
Цель проекта - повышение уровня познавательной активности и социализация детей с ОВЗ в окружающем мире с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
1. Создать условия для реализации коррекционно-педагогической деятельности и социализации детей посредством объединения педагогов, детей и родителей в одном образовательном пространстве.
2. Активизировать познавательную деятельность детей, через ролевую игру «Путешествие в окружающий мир» и интеграцию всех образовательных областей в одном занятии.
3. Воспитывать у детей навыки совместной деятельности, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.
4. Формировать у детей предпосылки к самостоятельной игровой, коммуникативной и познавательной деятельности.
Новизна нашего проекта заключается в том, что коррекционно – образовательная деятельность с детьми осуществляется в рамках одного интегрированного занятия одновременно всеми специалистами группы, систематически, в конце каждой недели - как итоговое занятие, согласно изучаемой лексической теме. Такая организация совместной деятельности помогла нам решить не только общие воспитательные и коррекционно-образовательные задачи всей группы, но и некоторые задачи специалистов для каждого ребёнка. Каждое занятие - это игра – путешествие, в ходе которого ребёнок испытывает положительные эмоции от различных видов совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.
Структура занятия:
- Организационный момент. Мотивация.Чаще всего – это желание отправиться в необычное путешествие. Интерес к занятию может появиться в момент подготовки к путешествию, когда воспитатель начинает преобразовывать группу в место предстоящего путешествия. Мотивацией является встреча с необычным героем и побуждение ребёнка к взаимодействию с ним.
- Основная часть. Поэтапное выполнение заданий из разных образовательных областей. Области могут варьировать в последовательности.Нет жёстких требований, какая область первоочередная. Основное условие, чтоб концепция построения занятия была рациональна, последовательна, планомерна.Своеобразие занятий заключается в том, что дети не привязаны к одному рабочему месту. Они могут передвигаться по группе, включаться и выключаться из процесса по своему желанию.
- Итог. Необходим для осознания детьми значимости образовательной деятельности, побуждения с помощью положительной оценки к самостоятельной поисковой активности.
То, что в занятии участвует несколько взрослых, помогает решить организационные проблемы:
- при необходимости индивидуально замотивировать ребёнка к продолжению деятельности;
- наличие "связующего звена" при установлении контакта между детьми (помочь встать в круг, понять "безречевого" ребёнка);
В процессе воображаемого (иногда и реального) погружения в окружающий нас мир (предметов, объектов и явлений) дети имеют возможность наблюдать, говорить и творить (действовать). Это делает образовательный процесс интересным, осознанным, качественным.
Срок реализации 1 год;Тип проекта – долгосрочный, реализованный.
Условия реализации проекта
Участники проекта:
1. Дети 5 - 7 лет, имеющие разные диагнозы и возможности развития (дети с ЗПР, с ОНР, со сложной структурой дефекта, с тяжёлыми нарушениями речи, дети дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с РАС), объединённые в одну группу.
2. Воспитатели группы, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
3. Родители детей, посещающих группу.
Сроки и место реализации проекта:
 срок реализации 1 -2 года;
 место реализации - группа, музыкальный зал;
 для экскурсий – территория с объектами наблюдений на территории либо недалеко от образовательного учреждения.
На основании Стандарта, творческой группой подготовлена образовательная программа «Путешествия в мир», разработаны подробные методические рекомендации, «Карты индивидуального развития ребёнка». Предлагается новый вариант взаимодействия с родителями: оформление «фоторепортажей о занятиях».
Планируемые или полученные результаты
Критериями оценки проекта стали новообразования у детей, наблюдаемые в игровой, образовательной и свободной деятельности. Все данные фиксировались в «Индивидуальные карты развития ребёнка», что позволило нам отследить динамику в развитии каждого ребёнка.
В результате проекта нам удалось:
• соединить коррекционно-развивающий (компенсирующий) и образовательно-воспитательный компонент в рамках одного занятия.
• повысить познавательную активность детей и уровень их социализации.
• реализовать программное содержание по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
В конце учебного года, по наблюдениям педагогов и анализу индивидуальных карт развития, каждый ребёнок вышел на новый уровень своего развития.
У детей:
- Появилось желание играть в ролевые игры, рисовать, клеить, конструировать;
- Дети стали интересоваться тем, что их окружает: предметами быта, природой и явлениями природы, деятельностью окружающих их людей;
- Заметно увеличился словарный запас, речь детей стала более выразительна;
- Ребята стали проявлять интерес друг к другу, между ними стал налаживаться контакт;
- Появились такие эмоции, как радость, удивление, наслаждение;
- Развились волевые качества, внимание, память;
- А самое главное дети стали самостоятельны в организации свободной деятельности, у них появились интересы;
Родители детей стали более позитивно относиться к окружающим и открыты для общения. Появился интерес к образовательной деятельности учреждения и группы, желание поучаствовать. Повысился компетентностный уровень знаний об особенностях развития своего ребёнка и их грамотного применения.
Принцип сотрудничества педагога с ребёнком и родителями, лежащий в основе проекта, позволил не только сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, но и объединить всех участников образовательного процесса в единый коллектив «успешный ребёнок – успешный педагог – успешный родитель».
Видеоролик с рассказом о проекте