Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2966
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие инициативности
Название проекта
Игра «Попробуй, повтори!» - технология использования свободного конструирования для развития инициативности дошкольников
Целевая группа
Проект направлен на работу с дошкольниками 6-7 лет
Содержание проекта
Актуальность: в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования инициативность и самостоятельность заявлены как целевые ориентиры, а способы их поддержки – как обязательная часть содержания образовательной программы (п.2.11.2).
По определению Юстус Т.И., инициативность – это преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.
Через игру формируется умение действовать по замыслу, которое должно перейти в учебную деятельность Поэтому над развитием инициативности важно начинать работать уже в детском саду, так как в начальной школе – формирование учебной самостоятельности – это важнейшая образовательная задача.
Данный проект представляет собой конкретную технологию работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития инициативности у дошкольников в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
1. Научить детей организовывать деятельность по осуществлению своего замысла и анализировать свои действия.
2. Развивать интерес у детей к созданию новых предметов и объектов.
3. Воспитывать осознанное отношение к своей деятельности (так как инициативное действие всегда осознанно и целенаправленно).
Для детей "Попробуй, повтори!" - это игра, которая запускается по их личной инициативе. По сути, каждая такая игра - это уникальный авторский детский проект, в котором реализуется собственный замысел ребенка. Дети конструируют, используя любые материалы, которые есть в группе. Затем оформляют свой проект, где указывают название созданного продукта, какой материал использовался, форму и количество деталей. Изготавливают схему или чертёж. Мы с детьми назвали это технологической картой.
Если используется материал, который не находится в предметном пространстве группы, то ребёнок может подготовить игровой кейс, в который вкладывает технологическую карту и необходимый для изготовления материал.
Таким образом, каждый ребенок, создавший такую игру, становится её автором.
Если у другого ребенка получилось создать точно такой же продукт по описанной автором технологии, он может приклеить смайлик в специальные окошечки. Для ребёнка - это поддержка интереса и обратная связь. Можно увидеть, насколько интересен и понятен данный проект другим детям, насколько правильно автор описал технологию создания своего продукта.
У детей есть выбор, в каком формате они могут проявить инициативное поведение в данной игре:
1. Выступить в роли автора игры. Создать собственный проект, оформить технологическую карту.
2. Занять позицию игрока. Попробовать повторить и дать обратную связь.
3. Стать автором-организатором, создав свой игровой кейс.
Играть можно по одному, парами, командами. Кейсами и картами могут обмениваться разные группы между собой.
"Попробуй, повтори!", решает все поставленные задачи и дает возможность любому ребенку развивать качества личности, которые необходимы для инициативы:
- воображение,
- уверенность в себе,
- ориентация в социальных рамках,
- способность взаимодействовать с другими.
Условия реализации проекта
Согласно технологии овладения детьми свободной конструктивно-модельной деятельностью, ребёнок вначале учится создавать по образцу, затем по заданию и теме, и только потом он научается конструировать по собственному замыслу. Далее можно говорить о свободной конструктивно-модельной деятельности - как осознанной деятельности ребёнка по созданию любого продукта по своему замыслу, из любых возможных материалов, основанной на интересе и организованной самим ребёнком. Если ребёнок создаёт и оформляет собственный проект по конструкторскому, строительному или художественному замыслу, передаёт другому свой опыт - это уже авторское детское конструирование.
Система работы в этом направлении привела нас к созданию детской игры «Попробуй, повтори!».
Начинала я работу уже с детьми 3-4 лет. Чтобы в 6 лет ребёнок мог самостоятельно создать технологическую карту, в которой сможет придумать способ передать технологию создания предмета или объекта по собственному замыслу, необходимы следующие умения:
1. Работать с моделями;
2. Отличать рисунок от схемы, чертежа;
3. Читать простые чертежи, видеть и понимать вид спереди, вид сбоку, вид сверху, вид сзади;
4. Построить по готовому чертежу и сделать чертеж готового предмета (объекта);
5. Работать с шаблонами и трафаретами;
6. Знать и различать геометрические формы и тела.
В своей работе, я опираюсь на общеобразовательную программу "Развитие" под ред. Булычевой А.И., где предусмотрено программой овладение детьми умениями работать с моделями, схемами, проекциями. Также я включаю систему занятий из методического пособия "Архитектурная школа имени Папы Карло" автора Веры Брофман, где дети учатся придумывать различные здания и архитектурные формы, а также работать с трафаретами, чертежами, линейками.
Необходимые условия, для того, чтобы дети проявляли инициативу в свободном конструировании:
1. Наличие в группе большого количества разнообразного и полифункционального материала (разнообразные конструкторы, неоформленный и многофункциональный материал);
2. Работа с интересами детей;
3. Предоставление места и времени для свободного конструирования;
4. Осознанное отношение ребёнка к процессу деятельности. Это значит, что ребёнок может представить результат; выбрать подходящий материал для осуществления своего замысла; сконструировать предмет или объект; проанализировать все свои действия; описать процесс создания своего продукта.
Исходя из наблюдений, можно сделать вывод: создавая условия в группе для развития инициативности и формируя у детей навыки конструирования, в детях развиваются все необходимые качества, запускающие инициативное поведение в свободном конструировании, которые потом переносятся на другие виды деятельности: игру, исследовательскую и учебную деятельность.

Планируемые или полученные результаты
Прирост инициативности у детей исследуется с помощью методики «Свободное экспериментирование» и наблюдением за свободной игрой с интервалом в год, которая показывает динамику инициативности (прогресс, регресс, без изменений). Но как показал анализ данных наблюдения за инициативностью в игре и экспериментировании дошкольников, дети проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности. Требуются специальные условия для возможностей инициативного поведения в других видах деятельности. Дети, с которыми была придумана и освоена эта технология, сейчас учатся в 1 классе. С ними мы создали более 20 рабочих интересных игр. И столько же осталось по разным причинам незавершенных. На момент выпуска из детского сада, практически у всех детей группы педагоги и учителя отмечали высокий уровень ответственности, любознательности и самостоятельности. Дети уверенно и успешно осваивают школьную программу, быстро адаптировались в новых условиях в школьной жизни. Такие наблюдения и выводы администрации гимназии, привели к тому, что технологию было решено продолжить развивать в начальной школе с младшими школьниками. На сегодняшний день, я работаю с детьми 3-4 лет, которые пришли ко мне. Планирую продолжать использовать технологию "Попробуй, повтори!" и начинать её вводить уже с 5 лет. Для этих ребят создаются условия для развития инициативности во время освоения образовательной программы и организации предметно-пространственной среды группы. Ранее детям необходима была помощь педагога на этапе изготовления самой технологической карты: сканирование чертежей и схем, фотографирование автора и его изделия, оформления таблицы с количеством и формой материалов, печать и т.д. Однако, я планирую приобрести в группу всё необходимое оборудование, чтобы в дальнейшем и сам процесс оформления технологической карты для игры, осуществляли полностью от начала до конца сами дети.
Видеоролик с рассказом о проекте