Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2894
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Обучение родителей правильному поведению в условиях экстремальных ситуаций, угрожающих жизни и/или здоровью
Название проекта
"Безопасное поведение в опасной ситуации" (Психологический аспект) Программа обучения родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения
Целевая группа
Родители. По возможности рекомендуется привлекать для участия в занятиях обоих родителей. Возможно вовлечение других мотивированных родственников, а так же педагогов ДОУ.
Специфика региона (г. Томск) - ЧС, произошедшее в 2014 г. (злоумышленник украл девочку 3-х лет из детского сада, нашли тело ребенка спустя 5 дней). Безопасность детей - особенно актуальная тема в городе Томск.
Содержание проекта
Программа подготовки безопасному поведению – это авторская разработка, направленная на формирование культуры правильного поведения у родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) в экстремальной ситуации (далее – ЭС).
В настоящее время Программа находится на стадии внедрения в МАДОУ №13 (г. Томск).
Цель локальная – укрепление родительской уверенности, компетентности в части формирования навыков адекватных действий при возникновении экстремальной ситуации.
Цель глобальная – снижение уровня травматизации родителей и детей, переживших экстремальную ситуацию. Снижение уровня репутационных рисков для ДОУ в случае, если ЭС произошла на территории ДОУ.
Задачи:
1. Определение понятия «опасной» (экстремальной) ситуации. Информирование о специфике восприятия ЭС (психологический аспект) и роли родителя.
2. Определение актуальных психологических качеств родителя при действии в ЭС.
3. Формирование мотивации к адекватным действиям.
4. Поиск, обсуждение и тренировка эффективных паттернов поведения в ЭС.
5. Обучение приемам регулирования эмоционального состояния в экстремальных ситуациях и способам влияния на ребенка, коллектив детей.
Программа предполагает 3 этапа.
Первый – «Начальный» – рассчитан на 8 часов. Задача на этом этапе – сформировать мотивацию у родителей к адекватным действиям в ЭС. Слушатели получают информацию о возможных угрозах на территории России и других стран, о важных качествах, которые им необходимы для эффективных действий в ЭС, отрабатываются 1-2 навыка. Родители осознают, что их эмоции должны быть предсказуемы и уравновешенны, не допуская «зашкаливания» как в сторону преуменьшения опасности, так и в сторону ее преувеличения.
Второй – «Стандарт» – рассчитан на 16 часов. В процессе обучения родители активизируют на основе собственного жизненного и (возможного) профессионального опыта способности по вычленению, распознаванию признаков опасной ситуации. Получают инструменты подавления собственного страха, стабилизации собственного эмоционального состояния и влияния на ребенка/детей. Родители осознают свою роль и функции по стабилизации состояния детей и снижению восприятия уровня опасности в условиях ЭС.
Третий – «Продвинутый» – рассчитан на 36 часов. Отрабатываются методики по повышению стрессоустойчивости, доводятся до автоматизма алгоритмы приема-передачи сигнала об угрозе жизни и здоровью, а также развиваются способности находить решения в нестандартных ситуациях. Важным этапом обучения для родителей являются способы самосохранения после пребывания в опасной ситуации.
Периодичность – 1 раз в неделю. Рекомендуется зафиксировать один постоянный день (например, четверг). Продолжительность одного занятия составляет 1 час 30 мин.
Занятия проводятся в группе от 7 до 12 человек родителей.
Программа предполагает как обучение в автономном режиме, так и включение в другие программы для родителей, реализуемых в ДОУ.
Условия реализации проекта
Проект могут реализовать психологи, социальные педагоги, владеющие методами ведения тренингов, описанных ниже.
Необходима специальная подготовка этих специалистов по программе «Безопасное поведение в опасной ситуации».
Методы работы:
Ролевая игра – участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Каждый участник наделяется своей ролью и в ней начинает отрабатывать необходимый в контексте тренинга навык. Необходимо играть свою роль либо по заранее обговоренному, либо по свободному сценарию.
Мозговой штурм в мини-группах – большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Вырабатывает эффективные паттерны поведения в ЭС. Участники находят максимальное количество идей или вариантов решения задачи, а затем путем специальной процедуры выбирают лучшие.
Решение кейсов – ситуаций, в которых нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео.
Дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса по теме тренинга, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Анализ ситуаций – ведущий предлагает ситуации, примеры из практики, участники делают ее анализ, ищут причины, стратегии выхода из данных ситуаций, находят эффективные формы поведения. Ситуации могут подготовить и рассказать сами участники из своей практики.
Описание технологий (мини-лекции) – ведущий в виде небольшой лекции дает технологию работы с какой-то ситуацией, показывает наиболее эффективные шаги достижение какой-то цели.
Медитация – погружение участников в другую ситуацию, реальную или нереальную картину мира с помощью речевых визуализаций.

Рекомендуемое оборудование и материалы:
Помещение, приспособленное для групповой работы на 12 человек.
Стулья по числу участников, установленные кругом или полукругом.
Флипчарт, блок-листы, набор маркеров.
Видеокамера.
Мультимедийное оборудование и экран.
Блокноты, ручки.

Преимущества групповой работы в отличии от индивидуальной:
1. Возможность увидеть особенности личности родителя и ребенка в ином контексте (не замыкаясь в рамках одной семьи), узнать о вариативности поведения родителей в похожих ситуациях.
2. Возможность получения обратной связи от других участников, эмоциональной поддержки и обмена практическим опытом в атмосфере, снимающей барьеры общения.
3. Возможность наработать и укрепить конкретные навыки взаимодействия с детьми в ЭС.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемые результаты:
1. Родители получат информацию об особенностях психологии детей дошкольного возраста, на практике проработают приемы распознавания потребностей и страхов детей.
2. На практике проработают умения и приемы эффективного детско-родительского взаимодействия при возникновении ЭС.
3. Получат информацию о том, как правильно распределять собственные ресурсы.
4. Получат алгоритмы привлечения помощи при необходимости служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности (службы МЧС, скорой помощи, МВД и т.п.).
5. Отработают способы снижения эмоционального напряжения и родительского стресса.
6. Осознанно смогут строить паттерны собственного поведения и поведения детей при возникновении ЭС.
Видеоролик с рассказом о проекте