Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2837
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ
Название проекта
Технология формирования социальных эмоций у дошкольников с ОВЗ.
Целевая группа
группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития (3-7лет); родители; педагоги
Содержание проекта
Цель: создание системы специальной поддержки в получении образования, соответствующей возможностям и потребностям воспитанников с ОВЗ и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования.
Задачи:
• развитие важнейших психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи
• снижение уровня тревожности
• развитие уровня воображения
• коррекция взаимоотношений в семье и соц. группе.

Работа включает регулярные групповые, индивидуальные, подгрупповые и детско-родительские занятия и проводится на протяжении всего пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ (2-4 года). Представленный проект является частью системы педагогических условий для регуляции психоэмоциональных состояний, которые напрямую связаны с овладением в достаточной мере навыков социализации в среде сверстников и взрослых.
Условия реализации проекта
Проект реализуют: воспитатели с высшим педагогическим и психологическим образованием, педагог-психолог - кандидат психологических наук, учитель-логопед и учитель-дефектолог. Все педагоги имеют высшую и первую квалификационную категорию и прошли обучение(переподготовку) на специальных курсах по сопровождению детей с ОВЗ. Требования к помещению, оборудованию, материалам: видео и аудио аппаратура; интерактивная песочница; материалы для совместного творчества. Продукт предполагает обязательное наличие специальных коррекционно-развивающих, методических и дидактических пособий, развивающих игр, оборудования и системное их использование. Трудоемкость большая - необходимость внесения изменений в план занятий, обусловленная сензитивностью к средовым факторам.
Ограничения и риски: ограничения по ИПР (возможности здоровья)
Диагностический инструментарий:
Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии
Диагностика эмоционально-нравственного развития /Под ред. И.Б.Дермановой
Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
Методический инструментарий:
Зубкова Е. В., Бехтерева Е. Н., Пичугина И. И., Шакаева Е. В. Интерактивная обучающая система «Умный стол – Играй и развивайся»: методическое пособие
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия/ авт.-сост. Т. Д. Пашкевич
Шипицына Л.М., Защиринская О. В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии

Формированию социальных эмоций способствовало широкое применение воспитателями и специалистами уже хорошо известных различных методов психотерапевтического направления:
- арттерапия
- музыкотерапия
- сказкотерапия
- песочная терапия.
Использование элементов технологий позволило интегрировать образовательные области, что соответствует требованиям ФГОС ДО, направлено на индивидуализацию образования и социализацию каждого ребенка.
Психокоррекционное направление технологий формирования социальных эмоций предполагает использование «гимнастики мозга» и приемов игровой психокоррекции. Занятия в сенсорной комнате, индивидуальные детско-родительские занятия, интегрированные занятия (с разными специалистами) являются важнейшим ресурсом для развития детей в части формирования социальных эмоций. Неотъемлемой частью системы, значительно повышающей эффективность позитивной социализации детей, является организация взаимодействия с социумом как одна из технологий формирования соц. эмоций.
Планируемые или полученные результаты
Данный продукт ориентирован на конкретный практический результат: регуляция психоэмоциональных состояний, которые напрямую связаны с овладением в достаточной мере навыков социализации в среде сверстников и взрослых.
Периодичность проведения мониторинга: начало, середина и конец года. Содержание диагностики социально-личностного развития дошкольников представлена в методическом пособии Петровой Е.А., Козловой Г. Г. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО. Проводится оценивание по десятибальной шкале следующих параметров: соблюдение общепринятых моральных норм и правил поведения; готовность к общению; умение общаться со взрослыми и сверстниками; отзывчивость на эмоциональное состояние окружающих; тенденция к самостоятельности; тенденция к ответственности; импульсивность-рефлексивность. При оценивании каждого исследуемого качества с помощью баллов, соответствующих возможностям ребенка, образуется кривая, отражающая уровень его актуального развития на момент обследования. Содержание следующего по значению балла - зона ближайшего развития ребенка, в которой необходимо планировать педагогическое взаимодействие.
Видеоролик с рассказом о проекте