Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2796
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
«Развитие навыков невербальной коммуникации у детей дошкольного возраста 3-7 лет с нарушениями зрения»
Целевая группа
Дети 3-7 лет с различными нарушениями зрения. Ограничений включения в целевую группу нет.
Содержание проекта
Задачи:
- обучать восприятию и произвольному воспроизведению изолированных элементов мимики, жестов, поз;
- обучать снятию эмоционального напряжения.
- учить адекватно воспринимать, интерпретировать и проявлять как свои чувства, так и чувства других людей;
- учить считаться с интересами других людей;
- формировать приемы воспроизведения основных эмоций неречевыми и средствами;
- формировать потребности к сопереживанию;
- формировать интереса к общению;
- развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику;
- способствовать эмоциональному усвоению детьми социального опыта, в основе которого лежит эмоциональное переживание;
- формировать навыки самоконтроля и произвольной психорегуляции, положительной и адекватной самооценки.
- развивать потребность оказывать людям разные виды поддержки, в том числе и эмоциональную.
Формат проекта:
По объекту- социальный
По субъекту - групповой
По целевому назначению - учебный
По территории охвата - локальный
По сфере – социально-педагогический
По срокам – долговременный
По уровню интеграции – межпредметный
По характеру контактов – открытый
Проект рассчитан на 4 года. Реализуется как сквозной механизм - в течение всего дня. Построение процесса взаимодействия в парадигме деятельностного подхода предоставляет возможность ребенку активно и естественно осваивать приемы невербальной коммуникации в привычных видах детской деятельности: в играх, в творческой, совместной, самостоятельной, в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности (как часть, как метод, как прием, как пропедевтика), поэтому не требуется введения дополнительной умственной, зрительной, физической нагрузки.
В основу проекта положены методы, приемы и техники, предложенные авторами таких программ как: «Развитие эмоций дошкольников» (В.М. Минаева), «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (коллектив авторов под руководством М.М. Безруких), «Игротерапия общения» (М.А, Панфилова), «Вместе веселее» (Е.В. Рылеева), «Психогимнастика» (М.И. Чистякова), «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» (М.Э. Вайнер), «Давайте познакомимся» (И.А. Пазухина), «Развитие навыков общения у слабовидящих детей» (В.А. Феоктистова) и некоторые другие.
Условия реализации проекта
Работа ведется совместно с родителями воспитанников и со специалистами ДОУ:
- учителем-логопедом; преподавателем по физической культуре; педагогом-психологом; музыкальным руководителем; врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой. Специального обучения не требуется. Оборудование и нструментарий:
- требования к помещению в соответствие с СанПиН для ДОУ; материал, необходимый для художественно-эстетической деятельности; аудиозаписи музыкальных фрагментов классической и современной детской музыки; карточки с изображением различных эмоциональных состояний (как схематически изображенных, так и фотографических); подборка иллюстраций к различным жанрам детской литературы; изображения сказочных героев. Требования к наглядному материалу для детей со зрительной депривацией: при необходимости увеличение размера предъявляемого стимульного материала; использование оптических средств; контурное выделение изображения и деталей; использование в
иллюстрации натуральных цветов; исключение лишних деталей, блестящих и бликующих поверхностей; увеличение времени экспозиции стимульного материала. Требования к организации деятельности, обусловленные особенностями психо-физического развития дошкольников с ОВЗ: доступность сюжета этюдов и упражнений; учет реального уровня развития неречевых умений; переключение с одного вида деятельности на другой; непрерывная зрительная нагрузка не более 15 минут, отдых между периодами зрительной работы – не менее 5 минут. Обязательно - зрительная гимнастика, физкультурная пауза. Продолжительность рассматривания наглядного материала увеличивается в 1,5-2 раза.
Оценка уровня знаний, умений и навыков производится по критериям, сформулированным в «Коррекционной программе по развитию коммуникативной деятельности слабовидящих дошкольников» под редакцией В.А. Феоктистовой.
0 - воспринимает только простейшие задания; 1 - адекватно воспринимает и справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога; 2 - адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные знания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использует не всегда; 3 - самостоятельно справляется с несложными смоделированными ситуацияими применяет сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педагога; 4 - использует сформированные навыки в самостоятельной практической деятельности.
В основу проекта положено перспективное планирование системмы развивающих игр, игровых упражнений и различных психологических техник на все возрастные группы и методическое обеспечение к нему, содержащее разноуровневые задания. Структурными компонентами системы перспективного планирования являются следующие модули: мимика; выразительные движения и позы; групповое сотрудничество; продуктивная деятельность; художественная литература; - релаксация; самооценка.


Планируемые или полученные результаты
Реализация проекта способствовала повышению коммуникативной компетентности; воспитанности. Улучшилось понимание и адекватное воспроизведение неречевых средств общения. Обогатился арсенал жестовых движений; дети стали лучше понимать настроение и эмоциональное состояние другого человека, героев литературных произведений, причины определенного настроения, легче устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; могут проявлять такие качества, как отзывчивость, эмпатия, дружелюбие и др.
Эффективность проведенной работы подтверждена успешной интеграцией выпускников со зрительной недостаточностью в школьное сообщество нормально-видящих сверстников: 16% - детей поступили в различные общеобразовательные школы города, вторая половина в класс охраны зрения в 2009г.; 50%– 2013г.; 90% - 2017г; 80% детей посещали школы, кружки, секции дополнительного образования начиная с трех-четырехлетнего возраста. Считаю, что применение предлагаемой технологии формирования умений и навыков невербального общения актуальна в условиях развития современного дошкольного образования, так как позволяет достигать целевых ориентиров и реализовать на практике задачу по обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Несмотря на то, что технология реализуется на группе детей с нарушенным зрением, считаю, что она в свете ФГОС ДО и введения инклюзивного образования представляет интерес и для педагогов, работающих с нормально видящими детьми, а так же со смешанными детскими коллективами. Методы измерения - вопросы, игровые задания, наблюдение, чтение худождественной литературы. В качестве стимульного материала используются схемы, и фотографии людей с различными эмоциональными состояниями: спокойное, радость, плач, страх, удивление и т.д.; сюжетные картинки с изображением сказочных и литературных персонажей в различных эмоциональных состояниях и позах, ориентировка в схеме собственного тела.
Видеоролик с рассказом о проекте