Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2789
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
«Формирование у детей целостной картины мира, через развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенность ее отражения в художественном произведении»
Целевая группа
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит?»
Ответственным исполнителем Проекта является старший воспитатель. Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети (начиная с раннего дошкольного возраста), родители и педагогические работники детского сада и рассчитан проект на 3 года. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что речь в раннем возрасте выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями. Следует отметить, что участие детей и педагогических работников можно отнести к прямой целевой группе – это те участники, на которых направлена деятельность / мероприятия проекта. Педагогам, в свою очередь необходимо совершенствовать профессиональную компетентность, осуществляющих приобщение дошкольников к чтению. А родителей можно отнести к косвенной целевой группе – так как они могут непосредственно оказать влияние на изменение ситуации и/или на поведение прямой целевой группы. Они должны быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребят, воспитателей и специалистов в процессе работы над проектом, но и должны стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Для реализации Проекта создается проектная группа, которая:
• разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно-правовые локальные акты, необходимые для реализации Проекта;
• подготавливает ежегодный анализ о ходе реализации Проекта;
• несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Проекта.
Для успешной реализации Проекта:
• к практической деятельности привлекается весь педагогический коллектив, семьи воспитанников, планируются методические консультации, практико-ориентированные семинары, мастер-классы, открытые занятия и конференции по теме Проекта, создаются творческие группы /соисполнители Проекта.
При реализации данного проекта учитывается специфика муниципального образования в целом. Эта специфика определяется тем, что Волгодонск является многонациональным городом, интегрирующим в своей жизни многочисленные этнические и конфессиональные общности.
Образовательный проект будет реализован через тематическую интеграцию, формирующую целостную картину, образ окружающего мира, реализуя также и содержание о родном крае, приобщая детей к истокам родного края, ориентируя на:
 основные представления об этнокультурных особенностях народов Ростовской области;
 представления об основных нормах этикета и культурных традициях представителей этносов, с которыми осуществляется общение на территории проживания;
 представления о своих достоинствах и способах их активного проявления в познавательной, игровой деятельности, при общении с разными людьми.
Содержание проекта
Определяя цель данного проекта, мы основывались на стратегических приоритетах развития образования РФ до 2020 года, на модернизации региональной и муниципальной систем образования, на целевых установках ФГОС ДО ориентированных на обеспечение нового качества образовательных результатов на основе использования инновационных форм обучения.
Цель: создание системы работы по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе, через осознание ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.
Данный проект решает ряд задач:
 Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
 Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
 Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
 Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах.
В основе проекта лежит разработанная система работы по приобщению детей к чтению художественной литературы средствами:
 речевого развития (https://cloud.mail.ru/public/H19n/m3ToFs8hn);
 ознакомления с окружающим миром (https://cloud.mail.ru/public/HcnP/jdZ23UY4m;
 нравственно - патриотического воспитания (https://cloud.mail.ru/public/5GP5/wfdwdkvQe).
I подготовительный этап: https://cloud.mail.ru/public/4u9F/j5V9G8SWa
Определение форм интеграции участников Проекта. Использование современной педагогической технологии для развития ключевых и метапредметных компетенций участников образовательного процесса, разработка мониторинга. Определение форм управления и контроля реализации Проекта.
II практический этап: реализация конкретного плана мероприятий Проекта https://cloud.mail.ru/public/J2qy/GpL1Njhk. Апробация и поэтапный анализ механизмов взаимодействия участников проекта, форм управления и контроля реализации проекта. Оформление интерактивной библиотеки для педагогов, родителей и их родителей. Разработка педагогического сборника. Трансляция результатов инновационной деятельности МБДОУ на другие образовательные учреждения через систему мастер-классов, семинаров, публикаций в предметных журналах и др.
III Итоговый, обобщающий этап: https://cloud.mail.ru/public/3ht7/jZXmRAiFU
Диссеминация педагогического опыта. Итоговая аналитическая работа. Постановка задач на ближайшую перспективу.
Сегодня дошкольное учреждение, в соответствии с принципом вариативности, вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий и поэтому для повышения эффективности деятельности, при реализации проекта, используем следующие методики:
-«Пришли мне чтения доброго», технология приобщения дошкольников к чтению художественной литературы З.А.Гриценко;
-«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ)
Условия реализации проекта
Проект предоставляет возможность для профессиональной реализации педагога, позволяет проявить такие профессиональные качества как, умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы реализации цели и задач.
Основные направления реализации Проекта: 1. Создание условий для развития ключевых компетенций на основе интеграции образовательных областей: диагностика готовности педагогов к реализации Проекта, создание нормативно-правовой базы, апробация новых форм координации взаимодействия участников образовательного процесса , разработка авторских технологий по различным направлениям деятельности. 2. Создание условий педагогическим работникам для реализации Проекта в процессе взаимодействия участников: развитие системы повышения квалификации педагогических кадров через организацию внутренних методических мероприятий (семинары, мастер-классы и т.д.), расширение возможностей для тиражирования педагогического опыта работы по Проекту.
3.Создание условий для повышения уровня учебно-методического и материально-технического сопровождения реализации Проекта: обеспечение расходными материалами, необходимыми для организации проекта.
Ресурсное обеспечение Проекта:
Информационные ресурсы:
 Организация оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО:
- в начале - выявление наличных показателей развития каждого ребенка;
- в середине и конце - выявление наличие динамики ее развития.
Диагностический инструментарий
https://cloud.mail.ru/public/Hsbg/hs2M3ngJV
Материально-технические ресурсы: групповые помещения, спортивный и музыкальный залы, кабинеты специалистов, спортивные и игровые площадки и т.д.; игровое, спортивное, музыкальное оборудование
Правовые и научно-методические ресурсы: действующее законодательство; локальные акты МБДОУ по нормативно-правовому обеспечению реализацию Проекта; банк и каталог методических источников по внедрению проектно-исследовательской технологии.
Информационно-техническое обеспечение будет направлено на формирование банка данных об эффективном опыте МБДОУ.
Программно-методический ресурс: Методическое сопровождение обеспечит реализацию Проекта, Учебно-методическое сопровождение будет направлено на внедрение дополнительных программ, инновационных педагогических технологий, организацию подготовки и выпуска публикаций педагогов
Для успешное реализации проекта педагог, во-первых, должен достаточно владеть знаниями по курсу «Детская литература» (т.е.иметь репродуктивную готовность к реализации Проекта). Также уметь дифференцировать цели и задачи методики развития речи и методики приобщения дошкольников к чтению (базово-компетентностная готовность).
Педагог должен владеть различными технологиями для осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми, умеет моделировать, планировать (креативно-профессиональная готовность). Профессиональная готовность поможет педагогу осуществлять поиск инвариантных подходов к целеполаганию.
Планируемые или полученные результаты
Проект представляет собой комплекс мероприятий, объединенных единым замыслом и обеспечивающих реализацию намеченных Проектом цели и задач, достижение ожидаемых результатов. Эти мероприятия подлежат корректировке и ежегодному планированию работы.
Образовательным продуктом реализации данного проекта является:
- разработка педагогического сборника https://cloud.mail.ru/public/9F8f/tUvegoCLm, в котором будет размещаться опыт работы детского сада по данной теме включая:
 статьи, консультации, представляющие современные подходы к приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе;
 конспекты непосредственно образовательной деятельности с элементами разнообразных технологии, через проблемно-тематическую интеграцию;
 проектную деятельность, реализованную педагогами детского сада в течение работы над данной проблемой;
 методическими рекомендациями для родителей воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Также продуктом при реализации данного проекта будет являться организация проведения литературного фестиваля. Мы планируем данный фестиваль провести на первой ступени, на уровне ДОУ, а, на второй ступени, на городском уровне.
При реализации данного проекта будет создана интерактивная библиотека для педагогов, родителей и их родителей http://ulibkavolgodonsk.caduk.ru/p31aa1.html
Эффективность реализации Проекта
Социальные эффекты:
• уровень профессионального мастерства педагогического коллектива;
• уровень сформированности ключевых компетенций у воспитанников;
• включение в образовательный процесс механизмов координации всех участников проекта, различных форм взаимодействия как одного из основных элементов обучения и развития социально-коммуникативных компетентностей;
• обеспечение преемственности между дошкольным, общим и дополнительным образованием
• расширение возможности получения качественного образования детьми различных категорий (одаренные, ОВЗ)
• повышение доли педагогов, транслирующих свой опыт в области применения современных технологий;
• создание положительного имиджа и повышение рейтинга МБДОУ в муниципалитете.
Инновационные эффекты:
• разработка механизмов координации всех участников проекта;
• Создание инновационной модели в процессе формирования у детей целостной картины мира, через развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенность ее отражения в художественном произведении
• движение МБДОУ к переходу образовательной организации, активно занимающейся инновационной практикой.
Механизм реализации Проекта предусматривает ежегодное оставление рабочих документов:
• план мероприятий, с определением исполнителей;
• мониторинг реализации Проекта;
• отчет-анализ о выполнении Проекта.
Видеоролик с рассказом о проекте