Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2781
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Социальный проект "Дорога добра".
Целевая группа
1).Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды): 8 детей, где из них 6 имеют статус ребёнка-инвалида, 6 детей имеют заключения и рекомендации ПМПК г. Коряжмы. Данная категория детей имеет следующие заключения: нарушение речи (2 ребёнка), задержка психического развития (1 ребёнок), сложная структура дефекта (3 ребёнка), они имеют нарушения интеллекта, ЗПР, нарушения функций ОДА, нарушение речи, нарушение зрения, нарушение поведения (РДА). Два ребёнка имеют статус ребёнка-инвалида по медицинским показаниям (ДЦП, нарушение сердечно-сосудистой системы организма).
В результате систематических обследований у большинства детей с ОВЗ (детей-инвалидов) выявлены следующие трудности: общая психическая незрелость, низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности развития ВПФ: восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. У шести детей наблюдается негрубое недоразвитие речи, которое проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. У двух детей поставлены речевые диагнозы сенсо-моторная алалия и афазия (ОНР 1 уровня). Все дети испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой и крупной моторики.
Каждый ребёнок с ОВЗ (ребёнок-инвалид) индивидуален,имеет свои привычки, нуждается в реализации потенциальных возможностей, развитии отношений со взрослыми и сверстниками, а особенно адаптации и социализации в группе нормотипически развивающихся детей.
2).Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов). Дети в проекте из 6 полных семей и из 2 неполных, где воспитанием, обучением и развитием занимаются матери. Семьи заинтересованы в систематической и совместной работе по адаптации и социализации детей в детском саду.
3).Воспитатели общеразвивающих групп, где осуществляется инклюзивное обучение, специалисты детского сада.
В МБДОУ Детском саду «Рябинушка» функционирует 14 групп, расположенных в трёх корпусах, которые расположены в разных районах села Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области.
Региональная специфика работы с выбранной целевой группой заключается в том, что в Вилегодском районе нет и не было специализированных детских садов для детей с нарушениями в развитии, нет групп компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с чем вопрос инклюзивного образования является актуальным для родителей и их детей с ОВЗ (детей-инвалидов), общества в целом.
Содержание проекта
Цель проекта: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей, педагогов в условиях реализации инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовые документы, литературу по инклюзивной практике в дошкольных учреждениях.
2. Разрабатывать теоретические и практические мероприятия и рекомендации для педагогов детских садов.
3. Использовать в практике различные методы и приемы обучения детей с ОВЗ (детей-инвалидов) в инклюзивных группах.
4. Активизировать участие детей с ОВЗ и их родителей в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации.
5. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ по средствам досуговой деятельности в детском саду.
Вид, тип проекта: социальный, долгосрочный, практически – ориентированный.
Сроки реализации: с ноября 2016 года по апрель-май 2017 года.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
Изучить нормативно-правовую документацию, методическую литературу по инклюзивной практике. Спланировать дефектологическое сопровождение с детьми, родителями и педагогами по инклюзивному образованию в течение года.
Спланировать работу детско-родительской группы «Дорога добра» для детей с ОВЗ, их родителей. Написать положение о детско-родительской группе «Дорога добра». Подготовить и провести анкетирование родителей детей с ОВЗ и педагогов на группах. Разработать методические материалы, буклеты, памятки направленные на формирование высших психических функций у детей с ОВЗ. Подготовить методические рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей групп, куда посещают дети с ОВЗ.
2 этап. Основной.
Проведение в течение года мероприятий детско-родительской группы «Дорога добра» для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов детского сада. Составить индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ с учетом интересов семьи. Провести консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». Оказать практическую и консультативную помощь родителям по развитию психофизических процессов детей, эмоционально-волевой сфер, направляет их на позитивное детско-родительское сотрудничество через беседы, памятки, буклеты. Проведение совместной подгрупповой деятельности специалистом на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста в группе, в том числе детей с ОВЗ (психогимнастика, знакомство с основными эмоциями). Провести мероприятия в рамках декады детей-инвалидов. Участвовать с детьми в выставках в детском саду и районной выставке-конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
3 этап. Заключительный.
Оформление стендовой информации о социальном проекте «Дорога добра» для родителей. Информирование о проекте родителей и педагогов на сайте детского сада, в районных газетах, информационных стендах в детском саду. Организация и выступления на круглых столах, семинарах, педсовете для педагогов, родителей. В проекте используется совокупность методик представленных в дополнительных документах.
Условия реализации проекта
Организатором проекта - учитель-дефектолог 1 квалификационной категории М.Н. Филина. Помощь в реализации оказали заведующий и специалисты "Службы сопровождения детей МБДОУ "Детский сад "Рябинушка". Для осуществления проекта было необходимо дополнительное обучение в Архангельском областном институте открытого образования по теме "Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях стандартизации образования" в объеме 108 часов с 16 марта по 17 апреля 2015 года, прошла обучение на всероссийском семинаре издательство "Учитель" на тему "Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей" (27 марта 2015 года).
Проект направлен на объединение родителей, детей и педагогов к вопросам инклюзивного образования, привлечь других специалистов социальных служб района, а так же по средствам СМИ (сайта детского сада, Вилегодской районной газеты "Знамя труда").
Работа с детьми велась в помещении групп МБДОУ "Детском саду "Рябинушка", кабинетах специалистов в корпусе №1, №2, №3; встречи с родителями и их детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), с воспитателями, педагогами и специалистами района проводились в музыкальном зале корпуса №1. Выставки и информационные уголки проводились в каждом корпусе, как в раздевалках групп, так и в холле детского сада.
Оборудование и инструментарий: в работе с детьми требовались наглядные материалы, картины, комплексы развивающих психолого-педагогических игр и упражнений (Тренажёры для развития внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, серии игр для речевого развития - пособия игр ОАО"Радуга"). Для продуктивных видов деятельности: пластилин, цветная бумага, цветные скотчи, клей, кисточки, краски и др.; литература, методические разработки, развивающие книги и пособия из списка инклюзивное образование "От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . - М.: Мозаика-синтез, 2016.с.363-364. Для подготовки открытых мероприятий и проведении их для родителей и детей, а так же педагогов необходимы ИКТ (компьютер, проектор, принтер), создание теоретических и практических презентаций.
Планируемые или полученные результаты
Результаты:
Данный проект позволил детям научиться доверять взрослым (педагогам, родителям), стремлению к контакту с ними, открытости и интересу к встречам, а также в снижении эмоционального напряжения, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в снижении частоты конфликтов.
В рамках проекта организуется детско-родительская группа «Дорога добра» для детей с ОВЗ, их родителей, педагогов, что позволяет улучшить взаимоотношения между детьми, родителями, и педагогами.
В ходе выполнения заданий и участия в данной работе родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представление о себе, учатся уважать понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.
Главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свои представления о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежит в эти минуты ему, и только ему.
В содержании программы присутствуют индивидуальные НОД совместно с родителями и детьми, а также работа учителя-дефектолога только с родителями, что позволит именно родителям получить необходимые знания по детской психологии и дефектологии, особенностях развития детской психики, протекания психических процессов, способам коррекции нарушений. Родители учатся принимать и понимать своих детей.
Наряду с образовательным процессом идет развитие творческого потенциала личности, как ребенка, так и родителя. Это проявляется в развитии чувств, продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, становлении целостной личности: физически и психически здоровой. Дети с ОВЗ (дети-инвалиды) активные участники конкурсов, выставок.
Проект позволяет педагогам и специалистам повысить теоретический, научно-практический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в условиях инклюзивного образования.
Продукт проекта:
1. Выставка работ детей-инвалидов, родителей, педагогов в рамках декады детей-инвалидов под названием: «Мир глазами детей».
2. Изготовление коллажа совместно педагоги и родители детей с ОВЗ на тему: «Семейные традиции».
3. Участие детей и педагогов в районной выставке-конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Домик волшебника», выставках детского сада.
4. Разработка и проведение индивидуальных НОД, консультаций, обобщение опыта по теме учителем – дефектологом для родителей.
5. Разработка методических материалов, картотек, буклетов, памяток направленных на формирование высших психических функций у детей с ОВЗ.
6. Оказание практической и консультативной помощи родителям по развитию психофизических процессов детей, эмоционально-волевой сфер, направляет их на позитивное детско-родительское сотрудничество.
В начале и в конце проекта были проведены анкеты для родителей и воспитателей, целью которых стали оценить ситуацию дошкольного образования детей с ограниченными возможностями. В сентябре, январе и мае проводилось общее обследование детей с ОВЗ (заполнение карт развития).
Видеоролик с рассказом о проекте