Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2673
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Метеоплощадка в детском саду
Целевая группа
Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет, посещающие общеразвивающие группы, а также группу компенсирующего назначения. Родители, сопровождающие детей с ОВЗ, посещающих дошкольное учреждение. Педагоги.
Содержание проекта
Дошкольники – прирожденные исследователи. В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. Но развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами: наблюдая за погодой и природными явлениями на метеоплощадке.
Цели:
• Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
• Формирование представлений об универсальной ценности природы.
• Воспитание потребности в общении с природой.
• Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.
• Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Задачи:
• Формировать психическое и интеллектуальное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
• Изучать с детьми объекты неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формировать в детях осознанно, правильное взаимодействие с окружающим его большим миром природы;
• Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
• Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
• Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
• Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
• Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
• Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Формы организации детей:
• Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города
• Экскурсии на метеостанцию
• Организованная образовательная деятельность в группе
• Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Методы работы:
• Систематические наблюдения в живой и неживой природе
• Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет)
• Чтение природоведческой литературы
• Моделирование
• Экспериментирование
• Труд в комнате природы и на метеоплощадке
• Домашние задания
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Условия реализации проекта
Специалисты, реализующие проект: воспитатели общеразвивающих групп, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор.
Повышение уровня квалификации педагогов по вопросам организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками происходит посредством работы над темой самообразования.

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Она должна быть удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.
Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Для сохранения поверхности метеоплощадки в естественном состоянии по территории площадки разрешается передвигаться только по специально проложенной дорожке.

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.
В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.
В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.
С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

По проекту площадка должна состоять из набора следующих элементов:
1. солнечные часы
2. метеобудка
3. термометр
4. барометр
5. флюгер
6. ветровой рукав
7. кормушка для птиц,
8. осадкомер
9. линейка для измерения снежного покрова
10. подставка для цветов
11. ограждение забором
12. стенд магнитно-меловой
13. набор горшков для цветов
14. ловец облаков
15. лавочка
16. столик
17. мерзлометр
18. гололедный станок
19. набор семян «Вестники погоды»
20. гигрометр


Методическое оснащение образовательного процесса:
1. Рабочая программа метеослужбы на учебный год;
2. Планирование кружка «Метеослужба» на учебный год по возрастам;
3. Журнал наблюдений за погодой.

Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.
Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.
Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.
Планируемые или полученные результаты
Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи.
Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления. При систематическом и последовательном использовании экспериментальной деятельности с детьми возможна положительная динамика в развитии психических процессов и повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на:
• Создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
• Обогащение воспитательно – образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию
разнообразных видов творческой деятельности и общения;
• Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
• Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.
• Развитие у детей с ОВЗ способности заинтересованно работать более длительное время, анализировать свою работу и радоваться своим удачам.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: при проведении анализа полученных результатов обучения детей педагог сравнивает динамику показателей самого ребёнка с теми, которые он демонстрировал в самом начале исследования. Педагог может считать завершения проектной деятельности успешной только в том случае, если дети с удовольствием встречаются с педагогом, испытывают положительные эмоции от занятий и общения с ним. Когда у детей прослеживается интерес к познавательной деятельности, дети справляются с более объёмной и сложной информацией по теме занятий. Дети способны заинтересованно работать более длительное время, могут анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребёнком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребёнка. Педагог проводит контроль в виде беседы, рассказа обучающегося, в основном в виде практических работ, а также повторно проводит диагностику на выявление уровня сформированности познавательного интереса у воспитанников группы и дифференциальную диагностику уровня психического развития детей с ОВЗ (под редакцией Л.С. Рычковой и Г.Н. Лавровой).
Видеоролик с рассказом о проекте