Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2565
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Сила ума
Целевая группа
Дети 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа детского сада) с интеллектуальной нормой или несформированностью вербально-логического компонента ВПФ (по классификации Семаго).
Ограничения: наиболее тяжелые случаи несформированности ВПФ смешанного типа, тотальное недоразвитие (по классификации Семаго) .
Содержание проекта
Проект представляет собой курс развивающих занятий, проводимых для детей старшей и подготовительной групп педагогом-психологом. Длительность 1 уч.год, 2 занятия в неделю по 30 мин. Количество участников от 2-х до 14-ти.
Новизна проекта заключается в интенсивном применении пиктограмм, которые становятся зримым воплощением преобразований наглядного материала, осуществляемых благодаря внутренней и внешней речи в процессе решения мыслительных задач. Благодаря пиктограммам процесс мышления экстериоризуется, осознается ребенком и становится более произвольным, что позволяет вывести его на небывалый уровень эффективности.
Одно из главных препятствий на пути становления словесно-логического мышления у дошкольника - слабость абстрагирования. Ребенку трудно помыслить свойство отдельно от предмета. Поэтому дети сначала осваивают метод пиктографического абстрагирования – обучаются отображать свойства предмета в форме пиктограмм. На его основе осуществляется пиктографический анализ предмета – дети рисуют множество пиктограмм отображающих свойства предмета. Далее с опорой на пиктограммы совершенствуются операции синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.
Далее проводится специальная работа по включению, ранее отработанных отдельных операций в целостный процесс мышления. При помощи картинок задается проблемная ситуация. Дети должны ее проанализировать и составить задачу (элементы задачи фиксируются пиктограммами). Далее дети генерируют гипотезы (фиксируются пиктограммами), проверяют их и из отдельных подтвержденных гипотез синтезируют целостный образ решения (в форме пиктограмм). В заданиях типа "Угадай середину" даются первая и последняя из серии последовательных картинок, и дети должны их сравнить и объяснить происхождение различий. В заданиях типа "Угадай начало" дается только последняя картинка из серии, и дети должны восстановить причины события. Затем даются картинки, на которых герой сталкивается с проблемой и дети должны придумать ее решение.
Цели проекта:
Создание условий для совершенствования основных мыслительных операций (анализ/синтез; сравнение; обобщение/конкретизация, классификация) посредством метода пиктографического отображения.
Создание условий для совершенствования мыслительного процесса посредством включения отдельных заранее отработанных мыслительных операций в целостный процесс разрешения проблемных ситуаций.
Проект является отдельной методикой, хорошо сочетается с логическими блоками Дьенеша и мнемотаблицами.
Подробнее об этом см. в прикрепленном документе "курс "сила ума" пояснительная записка" в конце 1-го шага заполнения данной заявки, а также здесь https://nsportal.ru/node/2556999. Тематический план и сценарии занятий в см. в прикрепленном документе "курс "сила ума" тематический план и сценарии занятий" или здесь https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/01/22/kurs-zanyatiy-sila-uma-tematicheskiy-plan-stsenarii
Условия реализации проекта
Проект реализует педагог-психолог, требуется высшее психолого-педагогическое образование, дополнительного образования не требуется. Однако благоприятным будет знакомство с культурно-исторической теорией Л.С.Выготского (особенно его концепция взаимоотношений мышления и речи), теорией мышления как взаимообратимого перевода Л.М.Веккера, теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, концепцией проблемного обучения А.М.Матюшкина, концепцией учебного сотрудничества Г.А.Цукерман. Также приветствуется опыт в использовании методик "логические блоки Дьенеша" и "мнемотаблицы".
Оборудование: столы; стулья; карандаши; листы А4; стикеры, магнитная белая доска; 3-4 (по числу команд) набора бытовых предметов; предметные картинки по темам "животные", "одежда","транспорт", 3-4 набора "логических блоков Дьенеша", несколько серий последовательных картинок (подойдут картины Н.Радлова, В.Сутеева, различные пособия «Что сначала, что потом»).
Помещение должно позволить разместить столы и стулья, необходимые для того количества детей, которые занимаются по данной методике (от 2-х до 14).
Методический инструментарий специально разработанный для реализации проекта: сценарии занятий, технологическая карта "Анализ предмета", технологическая карта "Сравнение предмета", технологическая карта "Этапы мышления".
Диагностический инструментарий.
Общеизвестные методики: «Классификация», «4-й лишний», «Последовательные картинки».
Методики специально разработанные для проекта:
«Анализ предмета» (требуется назвать как можно больше ответов на вопрос «какой предмет?»).
"Сравнение предметов" (требуется сказать, чем похожи и чем отличаются 2 предмета).
"Угадай предмет" (требуется найти загаданный предмет или картинку среди множества, поддающегося многоуровневой классификации, используя минимальное количество закрытых вопросов).
Планируемые или полученные результаты
В 16-17 уч.году я провел исследование словесно-логического мышления у детей обычной подготовительной группы обычного дет.сада до и после их обучения по программе "Сила ума". Подробно об исследовании, методиках и результатах можно прочитать в прикрепленном файле в конце 1-го шага данной заявки, а также здесь: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/01/21/zaklyuchenie-po-rezultatam-issledovaniya-slovesno. Исследование проводилось по одним и тем же методикам дважды до и после обучения по программе "Сила ума" (тест-воздействие-ретест). Далее сравнение результатов теста и ретеста кратко. 88% испытуемых произошло хотя бы небольшое улучшение в показателях словесно-логического мышления, измеренных при помощи тестов "Классификация" «4-й лишний», «Последовательные картинки». 38,5% испытуемых вышли на более высокий уровень развития сл.-лог. мышления (т.е. с низкого на средний и со среднего на высокий). Количество низких уровней упало с 17% до 0. Количество высоких уровней выросло с 50% до 71,5%, т.е. на 21,5%. По тесту "Анализ предмета" у 100% испытуемых произошло улучшение в развитии анализа. Для 82,5% испытуемых это улучшение было существенно, они перешли на следующий уровень в развитии анализа (с низкого на средний или со среднего на высокий). Количество низких уровней упало с 22% до 0. Количество высоких уровней выросло с 17% до 78%, т.е. на 61 %. Количество ответов выросло в среднем в 1,8 раза. По тесту "Сравнение предмета" у 100% испытуемых произошло улучшение в развитии сравнения. Для 82,5% испытуемых это улучшение было существенным, они перешли на следующий уровень в развитии сравнения (с низкого на средний или со среднего на высокий). Количество низких уровней упало с 39% до 0. Количество высоких уровней выросло с 11% до 55%, т.е. на 44%. Количество ответов выросло в среднем в 1,9 раза. По тесту "Угадай животное" у 100% испытуемых произошло улучшение в развитии обобщения и конкретизации. В среднем дети шагнули в развитии обобщения и кокнкретизации на 2 уровня вперед. Количество испытуемых на уровнях низкий и ниже среднего упало с 62% до 11%, т.е. на 50%. Количество детей на уровнях выше среднего и высокий выросло с 17% до 67%, т.е. на 50%.
Т.о. у всех детей, занимавшихся по программе «Сила ума», произошло существенное продвижение в развитии основных аспектов словесно-логического мышления, таких как анализ, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и понимание причинно-следственных связей. Однако исследование не закончено. Чтобы отследить какой именно вклад в развитие мышления детей внесло обучение по программе "Сила ума", нужно провести такое же исследование с контрольной группой (детьми не обучавшимися по данной программе). Что я и собираюсь сделать в ближайшем будущем.
Видеоролик с рассказом о проекте