Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2530
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Целевая группа
Дети 5-6 лет с речевыми нарушениями, показавшим по результатам диагностики низкую, недостаточную и среднюю степень сформированности просодической стороны речи.

Степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией ( выделены Е.Э. Артёмовой кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства Московского Педагогического Государственного Университета. Она же является рецензентом проекта).

1 степень (низкая) – грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.
2 степень (недостаточная) – изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.
3 степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.
4 степень (высокая) – сформированность просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо - ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.


Диагностика сформированности просодической стороны речи в детском саду проводится у детей с 1 по 15 сентября в комплексной диагностике речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Для этого используются МЕТОДИКИ Е.Ф. Архиповой:
«Методика восприятия интонации
«Методика воспроизведения интонации»
«Методика восприятия логического ударения»
«Методика воспроизведения логического ударения»
«Методика обследования модуляций голоса по силе»
«Методика восприятия тембра»
« Методика воспроизведения тембра голоса»
«Обследование модуляций голоса по высоте»

Методика О. И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»:
« Диагностика умения изменять темп речи»
« Диагностика умения изменять ритм речи»

Данные диагностические материалы позволяют определить степень сформированности основных компонентов просодической стороны речи у ребёнка с речевым нарушением.
Обозначенные методики приложены в заявке в ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Содержание проекта
ЦЕЛЬ проекта: достижение максимальной динамики в формировании просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на логопедическом пункте.

Основная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих ЗАДАЧ:

1.Развитие у дошкольников с нарушениями речи всех компонентов просодической стороны речи: силы голоса, высоты голоса, тембра голоса, темпа речи, ритма речи, интонированности речи;
2.Гармоничное развитие речевой активности дошкольников через организацию занятий с использованием игр и упражнений по развитию основных компонентов просодической стороны речи;
3.Становление речевого общения дошкольников, повышение потребности и эффективности речевого взаимодействия и повышение коммуникативного потенциала;
4. Полное устранение у детей-логопатов речевых нарушений;

Проект реализуется в ФОРМАТЕ организации системы индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий с использованием игр и упражнений на развитие силы голоса, высоты голоса, тембра голоса, темпа речи, ритма речи, интонированности речи.

Деятельность в рамках проекта осуществляется в следующей ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
- от обобщённого представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
- от различных видов интонации импрессивной речи к овладению интонационной стороной в экспрессивной речи;
- от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их усвоению на более сложном речевом материале;
-от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ.

Деятельность в рамках проекта рассчитанa на ОДИН учебный ГОД.

Представленный проект является ОТДЕЛЬНОЙ МЕТОДИКОЙ по формированию просодического компонента речи у детей - логопатов. Но в то же время, с целью полного устранения такого речевого нарушения как дизартрия, должен использоваться в совокупности с другими методиками по развитию различных компонентов речи у детей.
Условия реализации проекта

Проект предполагает реализацию его специалистами коррекционно – развивающего обучения, без предъявления требований к квалификации и специальному обучению. Как показывает практика,может с успехом использоваться воспитателями.
Необходимое для реализации проекта помещение : логопедический кабинет, оборудованный в соответствие с нормативами.

Материально-техническое обеспечение:
К каждому занятию должен быть подготовлен необходимый эстетично оформленный демонстрационный, раздаточный материал (описанные в методических материалах)и оборудование.
1. Ноутбук
2. Мультимедийное оборудование
3. Мышь компьютерная беспроводная
4. Зеркала индивидуальные
5. Картинки-символы
6. Предметные картинки
7. Тематические картинки
8. Сюжетные картинки
9. Карандаши
10. Бумага писчая
11. Пособия

Диагностический материал :

Методика О. И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»:
« Диагностика умения изменять темп речи»
« Диагностика умения изменять ритм речи»

Методики Е.Ф. Архиповой:
«Методика восприятия интонации
«Методика воспроизведения интонации»
«Методика восприятия логического ударения»
«Методика воспроизведения логического ударения»
«Методика обследования модуляций голоса по силе»
«Методика восприятия тембра»
« Методика воспроизведения тембра голоса»
«Обследование модуляций голоса по высоте»

Обозначенные методики приложены в заявке в разделе ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, документ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методический материал: приложен в заявке в разделе ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, документ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Планируемые или полученные результаты

В результате реализации данного проекта дошкольники должны перейти на более высокую степень сформированности компонентов просодической стороны речи.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам.
• Сформирована темпо - ритмическая сторона речи.
• Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации.
• В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий;
• Речевая активность детей позволяет организовывать эффективное взаимодействие с детьми и взрослыми, повышена потребность в коммуникации;
• У детей преодолены речевые нарушения;
• Дети становятся призёрами творческих конкурсов;

Проект « По ступенькам радости» был АПРОБИРОВАН в 2014-2015 учебном году на базе МБДОУ детский сад «Красная шапочка» пгт Междуреченский. С 1 по 15 сентября был организован констатирующий эксперимент ( по выше обозначенным методикам). В обследовании приняли участие 12 дошкольников в возрасте 5-6 лет с речевыми нарушениями. В результате был определён исходный уровень сформированности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с дизартрией.
С целью проведения обучающего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 6 дошкольников с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР) и различной степенью сформированности просодической стороны речи ( 1 ребёнок– низкая степень, 3 ребёнка – недостаточная, 2 ребёнка – средняя).
Для сравнительной оценки эффективности проекта в контрольную группу были отобраны 6 детей с различной речевой патологией и различной степенью сформированности просодики (1 ребёнок – низкая степень, 3 ребёнка – недостаточная, 2 ребёнка – средняя), с которыми занятия проводились по традиционной программе.
В экспериментальную и контрольную группы вошло одинаковое количество детей с первой, второй и третьей степенью сформированности просодической стороны речи. Экспериментальное обучение проводилось в течение одного учебного года
Для оценки эффективности проекта был проведён контрольный эксперимент с использованием диагностических заданий констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов экспериментальной ( 5 детей - высокая степень, 1 ребёнок - средняя степень)и контрольной ( 1 ребёнок - высокая степень, 4 - средняя, 1 - недостаточная) групп позволил сделать вывод о несомненной эффективности реализации проекта формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на дошкольном логопедическом пункте. Об эффективности реализации проекта свидетельствуют призовые места воспитанников в конкурсах чтецов муниципального, регионального и всероссийского уровней на протяжении трех лет.
Видеоролик с рассказом о проекте