Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2526
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Коррекция речевых нарушений у детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР средствами развития сенсомоторной деятельности
Целевая группа
Дети 3-4 лет (младший дошкольный возраст) с тяжёлыми нарушениями речи (I, II уровень общего недоразвития речи – далее ОНР). У младших дошкольников с данными речевыми нарушениями наблюдается комплексное недоразвитие речевой деятельности, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящих к звуковой и смысловой сторонам речи.
Дети с I уровнем ОНР характеризуются отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Вербальные средства коммуникации ограничены отдельными звуками и их сочетаниями, отдельными словами. Характерной особенностью речи детей данного уровня является многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка. Малыши активно использует паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
У детей с II уровнем ОНР определяются начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трехсловной фразы. Значительно ограничивает речевые возможности детей недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности. Характерным является использование слов в узком значении. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Содержание проекта
Цель проекта заключается организация ранней коррекции речи у детей с тяжёлой речевой патологией, в частности с I, II уровнем ОНР, средствами развития сенсомоторной деятельности.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить этапы сенсорного и моторного развития здоровых детей, а также детей с ОНР на основе анализа методической литературы в области дошкольной педагогики, психологии, специальной психологии, логопедии.
2. Систематизировать этапы работы по развитию сенсомоторной деятельности у детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР.
3. Адаптировать и систематизировать средства развития сенсомоторной деятельности; разработать комбинированные приёмы коррекционного воздействия, механизм которых заключается во взаиморегуляции сенсорной, двигательной и речевой функций, для реализации комплексного подхода к календарному планированию коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 лет с I, II уровнем ОНР.
4. Оптимизировать календарное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР, предложенное Н.В. Нищевой, разработав комплексный подход к данному планированию через взаимодействие речевой и сенсомоторной деятельности.
5. Определить условия для развития сенсомоторной деятельности как средства совершенствования речи детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР.
6. Оптимизировать диагностический материал для определения эффективности применения в практике предложенного комплексного подхода коррекционно-развивающего обучения детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР на основе самостоятельно выбранных критериев и показателей.
Новизна моей работы заключается:
1) В систематизации этапов работы по развитию сенсомоторной деятельности у детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР.
2) В разработке комплексного подхода к календарному планированию логопедических занятий с детьми 3-4 лет с I, II уровнем ОНР, который заключается в комбинировании направлений работы по развитию речи и сенсомоторной деятельности, где развитие сенсомоторики не самоцель, а средство для полноценного формирования речи.
3) В подборе и разработке комбинированных приёмов коррекционного воздействия, которые обеспечивают постоянную взаимокординацию зрительного, речеслухового, двигательного, тактильного образов.
4) В адаптировании диагностического материала, а также критериев оценки уровня сформированности сенсомоторной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Формат проекта: долгосрочный (2 года); исследовательский, коммуникативный.
Данный проект является отдельной методикой.
Представленная в проекте методика рассчитана для работы с детьми младшего дошкольного возраста с I, II уровнем ОНР на один учебный год.
Условия реализации проекта
Участники реализации проекта:
• учитель-логопед;
• учителя-дефектологи (учитель по стимуляции речи движением, учитель по музыкальной стимуляции речи);
• воспитатели;
• дети младшего дошкольного возраста с I, II уровнем ОНР;
• родители.
Специальное дополнительное обучение участникам реализации проекта не требуется. Учитель-логопед знакомит специалистов и родителей с данной методикой и в процессе реализации проекта координирует действия всех его участников.

В целом, вся комплексная работа по коррекции речевых нарушений у младших дошкольников посредством развития сенсомоторной деятельности осуществляется не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в совместной работе учителя-логопеда, учителей-дефектологов, воспитателей и детей. Задания по сенсомоторике гармонично включаются в работу специалистов и родителей. Но, учитывая специфику коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР, развитие сенсомоторики выступает как средство для полноценного формирования речи.
Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словарного запаса детей, а также по развитию их сенсомоторной сферы, обеспечивая необходимую познавательную, мотивационную, «чувственную» базу для формирования речевых умений малышей.
Логопед формирует навыки правильной речи и закрепляет сенсомоторные умения детей, комбинируя данные направления работы.
Учителя-дефектологи закрепляют навыки правильной речи, активно используя средства развития сенсомоторики.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия по заданию логопеда. Логопед предлагает воспитателю для закрепления только знакомые детям задания, используя «новые» средства развития сенсомоторной и речевой деятельности. Воспитатель обязан исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом ещё не скорректированы. При организации самостоятельной деятельности детей воспитатель предлагает детям игры предметно-практической направленности, используя при этом комбинированные приёмы речевого и сенсомоторного развития.
В процессе закрепления программного материала аналогичные методы и приёмы используются родителями при выполнении домашних заданий с детьми. В связи с этим, в течение учебного года, для родителей проводятся консультации, мастер-классы, открытые занятия, семинары-практикумы, на которых логопед даёт рекомендации по выполнению заданий, подчёркивая необходимость и важность использования средств сенсомоторной деятельности для развития речи малышей. Родители во время занятий с детьми в домашних условиях имеют более широкие возможности дать им опыт практического наблюдения при манипуляциях с предметами.
Для реализации цели и поставленных задач проекта были созданы следующие условия:
1. Создание зон и уголков при моделировании образовательного пространства групповой комнаты:
 СЕНСОРНАЯ ЗОНА
Дидактические материалы для тактильного восприятия:
o тактильное панно из разнообразных материалов (кожи, наждачной шкурки, меха,
Планируемые или полученные результаты
Об эффективности реализации проекта свидетельствует сравнительный анализ качества выполнения заданий детьми до и после коррекционного воздействия.
Диагностика речевого и сенсомоторного развития детей проводилась в два этапа. На первом этапе диагностики (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.) оценивался уровень сформированности речевой и сенсомоторной функций у детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР, а также определялась эффективность предлагаемого комплексного подхода к календарному планированию логопедических занятий с данной категорией детей. На втором этапе обследования (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.) апробировался комплекс комбинированных приёмов, направленных на раннее речевое, сенсомоторное развитие детей. А также на основе сравнительного анализа выявлялась эффективность предложенного комплекса приёмов в системе работы по коррекции речевых нарушений у детей 3-4 лет с I, II уровнем ОНР посредством развития сенсомоторной деятельности. Обследование проводилось на базе дошкольного отделения КГБОУ ШИ 1 г. Хабаровска.
В исследованиях на первом этапе участвовало 7 дошкольников в возрасте 3-4 лет с I, II уровнем ОНР, обучающиеся по стандартной программе. Эти дети составили контрольную группу. И, для сравнения, была взята группа дошкольников 3-4 лет с I, II уровня ОНР в количестве 7 человек, с которыми коррекционная работа осуществлялась посредством развития сенсомоторной деятельности с учётом разработанного комплексного подхода. Эти дети вошли в экспериментальную группу.
На втором этапе диагностики принимали участие 14 дошкольников младшего возраста с I, II уровнем ОНР, обучающиеся все с учётом предложенного комплексного подхода к календарному планированию логопедических занятий. Но экспериментальную группу из этих 14 детей составили только 7 детей, у которых в процессе коррекционного воздействия использовался разработанный комплекс комбинированных приёмов развития сенсорной и речевой деятельности.
В результате проведённой работы, к концу первого этапа диагностики были получены показатели, которые позволили сделать следующие выводы:
1. После заключительного периода коррекционной работы дети экспериментальной группы показали более высокий уровень речевого (41%) и сенсомоторного развития (51%), чем дети, которые составили контрольную группу (24% и 18%), что свидетельствует об эффективности разработанного комплексного подхода к календарному планированию логопедических занятий с детьми 3-4 лет с I, II уровнем ОНР.
2. Целенаправленная работа по развитию сенсомоторной деятельности оказала положительное влияние на раннее речевое развитие детей. Особенно высоких результатов дети экспериментальной группы добились в процессе формирования лексики (43%) и развития общеречевых навыков (51%).
3. Сравнительный анализ сенсомоторного развития детей выявил высокий потенциал в сроках развития сенсомоторной функции у детей экспериментальной группы. Так, дети экспериментальной группы, имея более низкий уровень развития сенсомоторики в начале коррекционного воздействия (0%),
Видеоролик с рассказом о проекте