Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2508
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
"Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности"
Целевая группа
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной группы.

Содержание проекта
Предложенный проект – попытка показать на практике возможности развития коммуникативных способностей у дошкольников в игровой деятельности. Проект предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей по теме: «Развитие общения у дошкольников», взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с родителями по развитию у дошкольников коммуникативных способностей.
Данный проект- педагогический
Цель проекта: Оптимизация коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.
Задачи проекта
Развивающие:
= формировать и развивать у детей мотивацию общения со сверстниками;
= совершенствовать навыки использования ребенком знакомых ему коммуникативных действий в общении со сверстниками;
= обогащать спектр коммуникативных действий ребенка, используемых в общении со сверстниками;
Воспитательные:
= воспитывать у детей доброжелательное, дружелюбное, дружественное отношение к сверстнику как к партнеру по общению;
= воспитывать у детей стремление находить со сверстником общую стратегию поведения, договариваться;
= воспитывать у детей чуткость, желание заботиться о чувствах сверстника, учитывать его желания и состояния;
= побуждать детей к активному общению, желание объединиться для совместной игры, соблюдая определенные правила.
Образовательные:
= обучать приемам установления контакта с одним сверстником или вхождения во временную группу;
= выбирать наиболее подходящие для данного партнера или данной ситуации средства общения.
= обучать приемам разрешения сложных коммуникативных ситуаций, в т.ч. конфликтов и постконфликтных ситуаций (извиняться, мириться, признавать ошибки),
= обучать приемам выражения просьбы, предложения помощи и выражения благодарности, обучать приемам организации и ведения простой беседы.

В основу педагогической работы над проектом были положены принципы:
= Принцип свободы выбора.
В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы.
= Принцип ведущей деятельности.
Освоение детьми коммуникативных навыков должно осуществляться в интересной игровой деятельности.
= Принцип личностной ориентации.
Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт


Условия реализации проекта
Проект- долгосрочный, рассчитан на 2 года ( с 09. 2016 - 05. 2018 год) с детьми старшей, затем подготовительной группы.
Основные направления деятельности проекта проходят в несколько этапов.
1 этап – диагностический ( 09– 10. 2016.г )
= Подборка диагностического материала, проведение диагностики, обобщение результатов.
2 этап – моделирующий. ( 10. 2016 г.)
- Анализ проблемы и определения стратегии реализации проекта.
- Вовлечение целевой группы в обсуждение проблемы.
- Сбор методического материала по теме проекта.
- Постановка задач, составление перспективного плана работы над проектом
- Выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и родителями.
3 этап – практический ( 11. 2016 -04. 2018 г.)
Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта
= Пополнение развивающей ППРС группы, создание условий для самостоятельной игровой деятельности.
= Подготовка информационной копилки (консультации, памятки, анкеты, фотоотчеты) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
= Разработка картотеки игр на развитие коммуникативных навыков;.
= Разработка конспектов НОД наблюдений и экскурсий по ознакомлению детей с трудом взрослых и их деятельностью.
= Разработка методической копилки для педагогов.
= Активизация родителей для проведения мастер- классов по игре.
= Ведение фотоотчета по организацию игровой деятельности детей в группе.
= Выступления на семинарах, педсоветах , собраниях перед воспитателями и родителями по формированию коммуникативных навыков.
= Непосредственная работа с детьми:
*проведение экскурсий и виртуальных экскурсий по ознакомлению детей с трудом взрослых и их взаимоотношениями;
* этические беседы с детьми о взаимоотношениях детей в группе, правилах поведения;
*чтение и обсуждение художественной литературы, поступков героев;
*просмотров мультфильмов и фильмов, отражающих общение героев;
*организация и проведения тематических недель с целью погружения в сюжет игры;
* организация игровой деятельности:
-сюжетно – ролевые игры;
-дидактические (словесные) игры;
-интерактивные игры;
- развивающие игры;
- коммуникативные, организованные игры, направленные на развитие дружеских взаимоотношений между детьми.
- игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей. ( агрессивности)
4 этап – диагностический (04. 2018)
Выявление результативности использования системы работы по формированию коммуникативных навыков в самостоятельной игровой деятельности итоговая - диагностика коммуникативных навыков детей подготовительной группы
5 этап – обобщающий ( май 2018)
= Формулировка выводов.
= Активизация родителей для проведения мастер- классов по игре.
=Обобщение опыта работы и его презентация на РМО и публикация в сети интернет.
Формы реализация проекта проходят через организацию работы с детьми, родителями и педагогами.
Планируемые или полученные результаты
При диагностики развития коммуникативных способностей я использую Педагогический мониторинг ( изучение индивидуального развития детей) Ю.А. Афонькиной – Волгоград: Учитель, 2015. В данном пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) и диагностический инструментарий развития ребенка дошкольного возраста на основе положений ФГОС ДО. В разделе ОО «Социально- коммуникативное развитие» представлены следующие мониторинговые показатели:
для детей 5-6 лет:
для детей 6-7 лет;
Педагогическая диагностика проводилась мною в старшей группе 2 раза ( в начале года и конце учебного года. Исследование показало, что 20% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 55%- средний, 25%-низкий. У большинства детей были неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон. Дети иногда конфликтовали, отбирали друг у друга игрушки, не могли себя занять какой либо - деятельностью, играли в основном по одному или парами.
При реализации проекта данные мониторинга коммуникативного развития стали меняться, На высоком уровне - стало 35% детей, на низком стало меньше на 10%.
В этом учебном году можно отметить положительную динамику, по результатам мониторинга – на низком уровне детей- только- 2 % , на высоком уровне 55% и на среднем уровне- 43%
В реализации проекта участвовали воспитатели группы: я и моя коллега, а также помощник воспитателя. И у меня и у коллеги высшее профессиональное образование.
Отношения ребенка с детьми во многом также определяются и характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на ребенка. В нашей группе установились доброжелательные взаимоотношения как между собой, так и с детьми
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в игровой деятельности.
Использование разнообразных форм работы с родителями также дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в развитии коммуникативных навыков детей, знают проблемы и пути их преодоления.
Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект является эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уровень коммуникативных навыков.

Видеоролик с рассказом о проекте