Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2480
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Условия коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Название проекта
Через взаимодействие педагогов - к развитию ребенка с ОВЗ
Целевая группа
Проект направлен на работу с дошкольниками с амблиопией и косоглазием, имеющими речевые нарушения и посещающими специализированный детский сад.
Основной контингент целевой группы составляют дети с амблиопией и косоглазием. У большинства детей эти нарушения врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании нервно-психического статуса детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и, следовательно, на формирование общего речевого статуса. Сужение сферы активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, ограниченные возможности подражательной деятельности, познавательного процесса, уменьшение возможностей развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушениями зрения.Неточные представления об окружающем предметном мире приводят к тому, что в речи детей накапливаются слова, лишенные конкретного содержания. Это приводит к недоразвитию смысловой стороны речи и трудностям в развитии познавательной деятельности детей.
Дети данной категории имеют специфику в развитии зрения и речи, которые определяют неподготовленность детей к обучению в школе.
Отставание в развитии речи целевой группы - детей с амблиопией и косоглазием - объясняется недостаточным использованием сохранных анализаторов при восприятии и включением их в познавательный процесс, что приводит к разрыву между словом и его предметной соотнесенностью. В условиях зрительно-сенсорной недостаточности возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи детей с амблиопией и косоглазием, которая сказывается на речевом развитии в разных направлениях: овладение словарем, понимание смысловой стороны речи и функционального назначения слова. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечаются сложности удерживания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического структурирования.У детей затруднен процесс установления причинно-следственных связей, при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования. Зрение большинства детей определяемой нами целевой группы монокулярно, что отрицательно сказывается на формировании зрительно-пространственных представлений об объеме, протяженности и трехмерности пространства, следовательно они не могут правильно отразить их в речи. Как видно из результатов обследования для дошкольников с нарушением зрения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учетом специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями.
Содержание проекта
Большое количество специалистов, участвующих в коррекционно-педагогическом процессе, приводит зачастую к перегруженности детей с амблиопией и косоглазием за счет большего количества занятий, чем в традиционной логопедической группе, и дублированию содержания занятий.
В настоящее время в коррекционной логопедической работе с детьми данной группы имеется ряд трудностей: проблема реализации в полном объеме логопедических и тифлопедагогических задач развития речи детей с учетом медико-эргономических установок офтальмологической службы; отсутствие в специальной литературе системы работы по развитию инициативной связной речи дошкольников с частичным зрительным дефектом; имеющиеся в специальной литературе и логопедической практике средства развития связной речи не объединены в систему и не могут быть использованы в работе без адаптации к зрительному нарушению детей ; чрезмерная опора на образец и готовый план при составлении рассказов; отсутствие специальных занятий по ознакомлению дошкольников с правилами построения текстовых сообщений.
Цель – организация комплексного взаимодействия специалистов по развитию речи детей с нарушением зрения
Задачи проекта:
• отработать модель комплексного взаимодействия специалистов при развитии связной речи детей с амблиопией и косоглазием с учетом сложной структуры дефекта; разработать и внедрить в практику работы с детьми условия развития связной речи дошкольников; разработать программно-методические материалы для обучения дошкольников правилам построения текстовых сообщений разного вида; способствовать формированию положительной мотивации детей к работе по развитию связной речи.
Проект рассчитан на 2 года и был реализован поэтапно по годам обучения детей.
На первом этапе (2 недели) осуществлялась диагностика речевых возможностей дошкольников, изучение особенностей зрительного развития детей, анализ полученной информации и выбор направлений речевой работы логопеда, тифлопедагога, воспитателей, родителей; планирование системы комплексного взаимодействия специалистов. Второй этап (1 год -8 месяцев и 2 год - 8 месяцев) содержал разработку и реализацию программы обучения дошкольников правилам построения текстовых сообщений разного вида (с опорой на личный опыт, по серии картин, по картине, рассказ-описание), включает апробацию 64 занятий. Итоговый этап (2 недели) направлен на подведение промежуточных и конечных итогов проекта, обобщение полученных данных; содержательно представлял собой составление аналитических материалов по проекту. На данном этапе проводился круглый стол для специалистов и родителей (1 раз в год).
В старшей группе проводилось 2 занятия по формированию и развитию лексико-грамматических компонентов языка и связной речи. В подготовительной группе - 1 занятие по развитию связной речи. Обязательным условием реализации проекта было использование графического моделирования на занятиях: план-схема занятия, план-схема анализа своей деятельности, опорные карточки анализа звуков и картины.
Условия реализации проекта
Проект реализует междисциплинарная команда специалистов: учитель-логопед, тифлопедагог, воспитатели, родители.
Каждый специалист обладал набором компетенций в сфере его деятельности. Однако, каждый специалист осваивал набор смежных компетенций. Так, учитель-логопед должен уметь создавать специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации лиц с нарушениями речи, оказания логопедической помощи лицам с ОВЗ с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей. При этом, если логопед работает с детьми с иными нарушениями, то он должен в соответствии с требованиями стандарта знать особенности детей иных категорий (с нарушением зрения в т.ч.); требования к оснащению и оборудованию кабинета. А тифлопедагог должен иметь знания о структуре речевых нарушений, специфике нарушений речи, современные классификации нарушений. Так, например, автор проекта, обладая квалификацией логопеда, освоил новые умения по программе повышения квалификации «Педагогическая работа с детьми с нарушением зрения» в ИКП РАО.
Реализация проекта осуществляется в кабинетах специалистов площадью не менее 10 кв.м. и группе детского сада. В кабинетах и группе должно быть хорошее естественное освещение. Лучше всего использовать светильники с люминисцентными лампами. Общая освещенность помещения должна быть 1000 люкс. Оформление кабинетов следует выдерживать в следующей цветовой гамме: потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) окрашивать белой краской, панели (до 1,5 м от пола) – светло-зеленой или светло-желтой, столы – зеленой или цвета натурального дерева. Пол должен быть светлым. Столы и стулья должны легко передвигаться, вместе с тем быть прочными и устойчивыми. Мебель должна соответствовать росту, пропорциям тела и зрительным возможностям детей.
При построении стимульного материала следует соблюдать пропорции в изображениях, реальный цвет объектов и высокий цветовой контраст; четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от возраста и зрительных возможностей, с учетом индивидуального или фронтального предъявления стимульного материала, необходимо учитывать уместность его предъявления и работы с ним в данный момент, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме.
В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Следует помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов. При подборе и предъявлении дидактического материала следует учитывать зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазия и типы зрительных нагрузок, разработанные Л.А.Григорян.
Работа по развитию связной речи предполагала использование графических моделей, представленных нами в учебном пособии «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты (уч.-практ.пособие – практикум) – Москва: Сфера, 2006. – 256 с.
Планируемые или полученные результаты
В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удалось устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устноречевую базу для овладения элементами грамоты. В ходе работы многие дети овладевают связным описательным и последовательным рассказом, умениями описывать наблюдения, пользоваться различными типами предложений. на начало обучения только 25% детей имели нормированную речь, 39% детей имели нарушения фонетико-фонематического характера и 36% дошкольников фонетические отклонения. Использование графических моделей и грамотно скоординированная деятельность специалистов привела к тому, что нормированная речь отмечена у 72% детей, у 7%- фонетические и у 21% фонетико-фонематические нарушения речи. Оценка речи проводилась логопедом в начале каждого года обучения, в середине и в конце по традиционной методике. Это позволяло скоординировать работу специалистов и родителей по развитию словаря и звукопроизношения как основы развития связной речи.
Обучение детей связной речи по традиционной методике (В.П. Глухов) показало, что 50% детей могли составлять рассказ по серии картин, 30% - описывать предмет и 20% - по картине. После применения графических моделей в ходе обучения: 80% - по картине, 90% - по серии картин и рассказ-описание.
Использование в работе графических моделей организации деятельности детей (Что я буду делать? Что я делал на занятии? Как я сегодня работал на занятии?) повышают мотивацию детей к разным видам деятельности на занятии, активизируют интерес к занятию и общению с родителями по теме занятия.
Оценка связной речи проводилась логопедом в начале каждого года обучения, в середине и в конце по традиционной методике. Совместно с тифлопедагогом велась оценка способов рассматривания картин, обучение которым проводил тифлопедагог. Нами отмечено, что предварительная адаптация картины, работа с картиной на занятии тифлопедагога, обеспечивает содержательное наполнение связных рассказов детей на занятии логопеда. Закрепление навыков рассказывания происходит дома и с воспитателем.
К результатам проекта относим также перенос нашего опыта на другие образовательные площадки. По предлагаемой нами технологии работают педагоги в группах для детей с ЗПР, с умственной отсталостью, общим недоразвитием речи
Видеоролик с рассказом о проекте