Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2410
Тематика
Игра
Название проекта
Использование интерактивных компьютерных квестов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), имеющими нарушения звукопроизношения.
Содержание проекта
Интерактивные компьютерные квесты – это приключенческие компьютерные игры, в которых дети должны выполнить ряд последовательных заданий или решить ряд следующих друг за другом задач для достижения поставленной цели (прохождения игры). Такие игры, в отличие от традиционных квестов, не требуют длительной подготовки и вызывают больший интерес у детей.
Проект был разработан с целью увеличения эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения путем внедрения в практику интерактивных компьютерных квестов.
Задачи:
-Разнообразить методы и приемы коррекции нарушений звукопроизношения;
-Ускорить процесс автоматизации звука в самостоятельной речи ребенка;
-Создать условия для формирования у дошкольников устойчивого интереса к логопедическим занятиям и мотивации к выполнению заданий логопеда;
-Повысить результативность коррекционно-логопедической работы.
На современном этапе развития образования уже никого не удивляет, что компьютерные игры являются одним из видов развивающего обучения. Компьютерная игра не воспринимается ребенком как обязательное занятие, для него – это развлечение, в котором он всегда заинтересован. А если есть интерес, то будет и результат.
В основу проекта заложена идея о том, что проведение коррекционной работы на этапе автоматизации звуков с использованием интерактивных компьютерных квестов, позволяет сократить сроки коррекции речевых нарушений, а форма преподнесения дидактического и наглядного материала в виде компьютерной игры-путешествия, делает работу более интересной для детей, а соответственно, более эффективной.
Мной была разработана серия авторских интерактивных компьютерных квестов, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФНР и ФФНР. Каждый квест имеет свою задачу, игровой замысел, четкие правила и направлен на автоматизацию, поставленных звуков. В зависимости от уровня подготовленности детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, руководителем в квест-игре может выступать педагог или специальный игровой персонаж, который озвучивает ребенку цели и задачи, что позволяет минимизировать участие взрослого.
Основной задачей педагога является направить детей на решение поставленной задачи и предоставить им самостоятельность в выполнении заданий.
Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения с использованием интерактивных компьютерных квестов условно подразделяется на 3 этапа:
-Постановка звука традиционным способом.
-Проигрывание отдельных компьютерных мини-игр на автоматизацию поставленного звука.
-Прохождение компьютерного квеста, направленного на автоматизацию поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Интерактивные компьютерные квесты не являются самостоятельной технологией коррекции звукопроизношения, а служат дополнением к уже имеющимся традиционным методикам.
Проект является долгосрочным (один учебный год) и реализуется в форме кружковой работы с детьми, зачисленными на логопункт.
Условия реализации проекта
Проект реализуется учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения в рамках кружковой работы с детьми и является дополнительной технологией автоматизации звуков, призванной повысить эффективность коррекционно-логопедической работы, проводимой по традиционным методикам. Интерактивные компьютерные квесты в коррекционно-логопедической работе могут проводиться индивидуально (с 1 ребенком) или с подгруппой (до 4 человек) детей. Педагог, работающий с данной технологией, должен уметь на пользовательском уровне владеть компьютером и уметь работать с программой Power Point, в формате которой разработаны все квесты. Оборудованием для реализации проекта служит стационарный компьютер или ноутбук, со стандартным пакетом офиса, колонки, мышка, флеш-карта или диск, на которые записаны компьютерные квесты. В качестве методического обеспечения выступает разработанное перспективное планирование, конспекты сценариев и сами интерактивные квесты в электронном варианте. Диагностическим материалом послужил адаптированный вариант «Тестовой методики диагностики устной речи» Т.А. Фотековой.
Планируемые или полученные результаты
Для изучения результативности использования интерактивных компьютерных квестов в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта, была проведена первичная и повторная диагностика уровня сформированности звукопроизносительной стороны речи.
Проведенное исследование показывает, что у детей, автоматизация звуков которых проводилась с использованием компьютерных квестов, по сравнению с детьми, занимавшимися по традиционным методикам, значительно возрос уровень развития звукопроизносительной стороны речи вследствие повышения заинтересованности детей самим процессом коррекции и сокращения времени, затрачиваемого на автоматизацию поставленных звуков. Отсюда можно сделать вывод, что применение интерактивных компьютерных квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи детей, что делает ее эффективной.
Самоанализ коррекционного процесса показал, что интерактивные компьютерные квесты разнообразили коррекционно-логопедический процесс, сделали его необычным, веселым, запоминающимся, превратив ежедневную однообразную работу по автоматизации звуков в увлекательную игру. А умения, сформированные у ребенка в рамках такой работы оказались более прочными, нежели те, которые формировались на занятиях с применением только традиционных методик.
Видеоролик с рассказом о проекте