Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2341
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Кинезиологические технологии в познавательном развитии детей с задержанным психическим развитием: развитие через движение
Целевая группа
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), имеющие рекомендацию ПМПК г. Ростова-на-Дону обучения по образовательной программе, адаптированной для детей с задержанным психическим развитием, посещающие МБДОУ№71 г. Ростова-на-Дону.

Основу образовательного процесса МБДОУ №71 составляет основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа «Подготавливаем к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко дополняет основную по направлениям коррекции, развития высших психический функций в познавательной деятельности и подготовку пяти и шестилетних детей к учебной деятельности.
В коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога используются методики Н.Ю. Боряковой, Л.Н. Ефименковой, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Е.А. Алябьевой, О.Е. Громовой, С.Г. Шевченко. Диагностика детей, имеющих отклонения в развитии проводится по программным разделам, критерии выведены по У.В. Ульенковой. Для коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР учителем-логопедом используются методики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, С.В. Зориной «Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР», Г.Г. Голубевой. Занятия по логоритмике проводятся по методике М.Ю. Картушиной.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Содержание проекта
Представлен блок дополнительной образовательной услуги «Пластик-шоу», осуществляемый мной, Дубовик С.Б., педагогом-психологом МБДОУ №71. Данная форма работы является нетрадиционным способом включить в коррекционно-развивающий процесс, осуществляемый педагогами детского сада, дополнительный ресурс развития формирующейся личности старшего дошкольника.
Гипотеза проекта:
1. В связи с тем, что в основе нарушения психического развития по типу ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин, адекватным методом коррекции и развития старшего дошкольника с диагнозом ЗПР будет сочетание методов психологической коррекции с валеологическими принципами работы с детьми.
2. Психолого-педагогическое взаимодействие с элементами телесноориентированной терапии является пространством ресурсных возможностей ребенка для формирования и развития эмоционально-волевой и личностной сферы.
Цель проекта: Повысить ресурсность психологической работы со старшими дошкольниками методами горизонтального пластического балета, с элементами сказко- и телесноориентированной терапии, и сочетая их с кинезиологическим подходом.
Задачи программы:
• повысить безопасность ребенка на личностном уровне, формировать адекватную самооценку в состоянии баланса центральной нервной системы;
• улучшить адаптацию в межличностных отношениях, развитие стрессоустойчивости;
• способствовать межполушарному взаимодействию, синхронизации работы полушарий головного мозга, научить выражать свои чувства и понимать чувства других;
• развивать коммуникативные навыки и умения, расширить их репертуар невербальных и вербальных средств;
• учить конструктивно взаимодействовать в группе детей в процессе формирования учебных навыков и умений, развития внимания, памяти, мышления и речи;
• формировать ценностную ориентацию на сотрудничество и взаимопонимание с окружающими;
• в ходе конструктивного взаимодействия и творческого учения получать удовольствие и одобрение.

Условия реализации проекта
Этапы реализации программы:
Первый этап – ориентировочный и формирующий (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цель: развитие адекватности осознания ребенком себя.
Задачи:
• осознание своего имени,
• признание и принятие ребенка другими детьми группы,
• получение положительных оценок от взрослых,
• формирование навыков релаксации,
• формирование навыков соблюдения правил взаимодействия.
Второй этап – коррекционный и развивающий (декабрь, январь, февраль)
Цель: коррекция и развитие конструктивных отношений в группе сверстников с помощью педагогов.
Задачи:
• содействие развитию у детей адекватной самооценки и самоконтроля в поведении,
• расширение репертуара навыков и умений группового общения и взаимодействия,
• развитие способности к восприятию эмоционального состояния другого человека и умения выражать свои собственные чувства и отношения,
• содействие эмоциональному сплочению группы
Третий этап – закрепляющий и контрольный (март, апрель, май)
Цель: закрепление навыков саморегуляции и рефлексии в совместной и самостоятельной деятельности детей; диагностическое обследование эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Задачи:
• тренировка навыков группового общения и взаимодействия,
• сплочение детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Структура занятий (2 раза в неделю по 25 мин). Занятия проводятся в физкультурном зале, имеющем ковровое покрытие /
или большой ковер. Необходимо аудиооборудование для музыкального сопровождения, желательно видеооборудование (для презентаций сказки). В некоторых сказках возможно применение физкультурного оборудования.

Дополнением к занятиям могут быть вплетенные в режим дня релаксации перед сном и гимнастики пробуждения с применением аналогичных оздоровительных техник - самомассаж по рефлекторным зонам с су-джок, гимнастика для глаз, психогимнастика и пр.

Данные занятия авторские и проводятся педагогом-психологом высшей квалификационной категории,
- имеющим опыт дефектологической работы (с детьми с ЗПР, УО, аутическим спектром нарушения поведения);
- прошедшего обучение по программам Н.Н. Ефименко "Пластик-шоу или горизонтальный пластический балет";
- прошедшего обучение по программам образовательной кинезиологии.

Методическое сопровождение опирается на положения нейропсихологии, кинезиологии - Л.А. Сиротюк, Пол Денисон; на технологию Н.Н. Ефименко; на программы психического развития детей с ЗПР - Ульенкова У.В., Лебединская В.С., Семаго М.М., Семаго Н.Я. , Исаевой Д.Н.
Планируемые или полученные результаты
Диагностическое обследование, проводимое педагогом-психологом, включено в диагностическую систему детского сада, в которой воспитатели, музыкальный руководитель и физинструктор определяют уровень освоения содержания основной образовательной программы по образовательным областям, учитель-дефектолог отслеживает уровень развития ВПФ в познавательной деятельности, учитель-логопед - уровень развития речи в коммуникативной деятельности, а педагог-психолог обследует эмоционально-личностные структуры.

Психолого-педагогическое обследование детей проводится по направлениям:
I. изучение особенностей развития личностной сферы ребенка;
II. исследование уровня развития эмоционально-волевой сферы;
Диагностические методики, используемые педагогом-психологом при отслеживании результатов реализации программы "Пластик-шоу": методика «Половозрастная идентификация», тест самооценки «Лесенка Дембо»,тест эмоциональной тревожности Амена, наблюдение в процессе коммуникации «Эмоциональная сфера и саморегуляция поведения» (по пр. Шевченко), эксперимент «Использование мимики, патомимики и выразительной речи при демонстрации эмоции», тест на рефлексию и эмпатию при восприятии эмоции «Понимание эмоциональных состояний людей».
Наибольших результатов дети детского сада достигли в развитии навыков саморегуляции поведения, восприятии эмоции окружающих людей, произошла коррекция полоролевой идентификации и самооценки. По результатам обследования у детей с положительной динамикой следующие процессы:
- развить у детей уверенность в своих силах, принятие себя и других,
- адекватное сочетание спонтанности и произвольности поведения,
- физическое и эмоциональное раскрепощение в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
- формирование адекватной самоидентификации и самооценки у большинства детей,
- расширение репертуара адекватных средств выражения своих чувств и отношений,
- формирование навыков эмпатии и рефлексии, способствующие созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
В качестве результатов для образовательной организации можно отметить следующие достижения:
- Создание целостной оздоровительно-просветительской системы в ДОУ, направленной на преобразование мировосприятия и отношения родителей, имеющих детей с ЗПР, педагогов к собственному развитию и развитию детей с ЗПР как ценности человека и общества на основе осознания личной ответственности за свой образ жизни.
- Обеспечение качества реализации здоровьесбережения детей с учетом их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья на основе инновационных практик.
- Трансфер кинезиологических технологий и результатов эксперимента в широкую образовательную практику дошкольных организаций через систему мастер-классов, публикаций в периодических изданиях, интернетсети.
Видеоролик с рассказом о проекте