Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2263
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Дерево Успеха
Целевая группа
Проект «Дерево Успеха», направлен на работу с детьми дошкольного возраста с ОНР (2-3 уровня речевого развития), отягощенное дизартрией.
Участники проекта:
- учитель-логопед;
- воспитатели;
- дети ( 6-7 лет, имеющие тяжелые нарушения речи);
- родители.
Содержание проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Образовательная область: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие ребенка.
Срок реализации проекта – 1 год.
Новизна проекта: проект направлен на повышение коррекционного воздействия по устранению речевых нарушений детей с применением нетрадиционных инновационных технологий в нескольких направлениях: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие ребенка, экологическое воспитание.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанной системы работы по воздействию на мотивационную сторону речевой деятельности дошкольников
Цель проекта: развитие мотивации к логопедическим занятиям у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать у дошкольников с ТНР стремление заниматься;
- формировать лексико-грамматические категории языка;
- развивать связную речь;
- развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
Основными принципами в создании мотивации у детей являются:
- поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
Реализация поставленных задач осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, а также посредством взаимодействия с родителями и партнёрскими организациями.
В соответствии с намеченной целью и задачами были намечены следующие этапы работы:
Подготовительный:
- изучение и теоретический анализ литературы;
- диагностика мотивационной готовности к коррекционному обучению;
- разработка перспективного плана проекта;
- информирование родителей о реализации проекта.
Основной:
- разработка и реализация мероприятий в рамках проекта;
- включение стимула для создания мотивации дошкольников во фронтальные, в подгрупповые, индивидуальные занятия детей;
- проведение познавательно-исследовательской деятельности по изучению хвойных деревьев через ведение индивидуальных дневников наблюдений;
- создание экспозиции «Такие разные шишки!»;
- участие в научно-практической конференции «Маленький исследователь»;
- проведение детско-родительского логопохода;
- проведение квеста «Вместе с мамой»;
- участие в районном конкурсе плакатов "Береги природу!";
Заключительный:
- проведение праздника «Дерево Успеха», с целью обобщения опыта по реализации проекта (в рамках праздника проведены: викторина "Дерево, я тебя знаю", экологическая акция "Дерево успешного выпускника";
Условия реализации проекта
Компетенция специалистов: учителя-логопеды, психологи, воспитатели групп компенсирующей направленности.
Квалификация: Для успешной реализации проекта специалисты должны иметь первую или высшую квалификационную категории и опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Оборудование и инструментарий:
Для создания оптимальных условий по реализации проекта необходимо отдельное помещение детского сада, которое не используется для постоянного пребывания детей. Таким помещением может служить логопедический кабинет, с оборудованными для роста саженцев мини-грядками (контейнеры с именными табличками детей-участников проекта), расположенными на подоконниках.
Материалы:
- контейнеры с грунтом;
- лейки для полива;
- индивидуальные дневники наблюдений (дневник был оформлен дома с родителями, записи наблюдений велись детьми самостоятельно с помощью графических значков);
- ИКТ для обеспечения фиксации результатов реализации проекта.
Для определения мотивационной готовности в преодолении речевых нарушений была использована диагностика, которая проводилась на начальном и итоговом этапах проекта.
Диагностирование детей проводилось по нескольким показателям:
* значимость собственной речи (низкий уровень - 0.25, средний уровень - 0,5, высокий - 1б.);
*осознание действий логопеда (низкий уровень - 0.25, средний уровень - 0,5, высокий - 1б.);
*нравятся артикуляционные упражнения (низкий уровень - 0.25, средний уровень - 0,5, высокий - 1б.);
*охотно выполняют упр. по автоматизации (низкий уровень - 0.25, средний уровень - 0,5, высокий - 1б.);
*демонстрируют поставленные звуки (низкий уровень - 0.25, средний уровень - 0,5, высокий - 1б.).
Оценка проводилась по трем уровням по пятибалльной системе:
Высокому уровню мотивации детей (4-5 б.) в преодолении речевых нарушений соответствует:
• эмоционально- положительная реакция детей на приглашение к занятию;
• интерес к занятию от его начала до конца;
• живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
• искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню мотивации детей (2,5-3 б.) в преодолении речевых нарушений соответствует:
• спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
• поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
• внимание неустойчивое;
• эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню мотивации детей (0, 25 - 2б.) в преодолении речевых нарушений соответствует:
• резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
• повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
• пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
• нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.
Таким образом, для повышения уровня мотивации нами была выбрана группа слабомотивированных детей, которые посещают речевую гр.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемый результат:
- создание организационно-педагогических условий для формирования мотивации у старших дошкольников по устранению речевых нарушений;
- выращивание саженцев и посадка на участке детского сада в рамках акции «Дерево успешного выпускника» и с целью создания экотропы хвойных растений Устьянского района;
- выпуск печатной продукции для детей, родителей и специалистов (газета «Говорилка», журнал «От шишки до ростка», буклеты по добыванию семян и высадке их в грунт);
- выпуск видеороликов: «Логопоход «В гости к Лешему», «Квест «Дерево Успеха», «Как посадить семена шишки» (https://youtu.be/AiM8NN5gzfI), итоговый фильм по реализации проекта «Дерево Успеха»;
- расширение предметно-пространственной среды;
- активное вовлечение родителей (законных представителей) в работу ДОО;
- создание условий для успешной социализации дошкольников.
Диагностика мотивации к логопедическим занятиям дошкольников с нарушением речи показала следующие результаты:
На начальном этапе: низкий уровень – 74,2%, средний уровень – 28,8%, высокий уровень не показал никто. На основном этапе проекта дети показали следующие уровни мотивации – низкий уровень – 0 %, средний уровень – 52.5%, высокий уровень – 47,5. На заключительном этапе дети показали следующие уровни мотивации – низкий уровень – 0 %, средний уровень – 12,7%, высокий уровень – 87,3%.
Как видно из результатов диагностики, дети с низким уровнем мотивации и нежеланием заниматься на логопедических занятиях изменили свое отношение после включения в проект. Основным стимулом к повышению уровня мотивации стала посадка дерева Успеха. Дошкольники стали активнее взаимодействовать с учителем-логопедом. Возросло желание автоматизировать звук не только в логопедическом кабинете, но и в группе и самое главное – появился контроль дома.
Родители, чьи дети показывали на начальном этапе низкий уровень мотивации также стали активнее участвовать в коррекционно-образовательном процессе. Результат активности родителей показало анкетирование на начальном и итоговом этапах проекта. Так, если первое анкетирование показало низкий процент по следующим показателям: участие родителей в мероприятиях ДОО (24%), осведомлённость родителей о разновидностях речевых нарушений и их влияния на развитие ребенка (18,4%), помощь ребенку в исправлении речевых нарушений (28,4%), то на заключительном этапе реализации проекта, результаты анкетирования показали высокий уровень осведомленности (48%), участия в мероприятиях ДОО (85%)и помощи детям в исправлении речевых нарушений (100%).
Таким образом, реализация проекта показала, что проблему положительной мотивации дошкольников можно решить, расширив образовательное пространство коррекционной работы, соединив образовательные области. Проект показал, насколько многогранной может быть коррекционная работа, когда в процессе коррекции речи дети имеют возможность исследовать, изучать, созидать.
Видеоролик с рассказом о проекте