Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2257
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Интегративная группа - взаимодействие дошкольников с разными патологиями (задержка психического развития, тяжёлые нарушения речи) в специально организованных условиях
Название проекта
Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с ОВЗ "Вместе нам хорошо"
Целевая группа
Дошкольники 5-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) и с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Содержание проекта
Цель данной парциальной программы – развитие и коррекция просодической стороны речи, развитие межполушарного взаимодействия у старших дошкольников с ОВЗ, социализация дошкольников с ЗПР в среде сверстников.
Задачи:
• познакомить с основными эмоциональными состояниями;
• развивать мимическую и артикуляционную моторики;
• формировать чувства ритма;
• развивать голосовые характеристики (тембр, сила, высота, полётность голоса);
• научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей;
• развивать произвольность поведения и координацию речи с движением;
• повышать стрессоустойчивость, синхронизировать работу полушарий головного мозга:
• развивать навыки социального поведения (взаимодействие со всеми участниками процесса);
• способствовать формированию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
• создание условий для позитивных отношений между детьми, имеющими различные возможности здоровья.
Количество детей: 23 ребёнка
Формат: занятия в вечернее время
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Срок реализации: 8 месяцев (с октября по май)
Используется совокупность методик:
• Практические упражнения – кинезиологические, дыхательная, пальчиковая артикуляционная гимнастики, упражнения на расслабление и напряжение мышц, на координацию речи с движением, воспроизведение ритма, активизацию словаря.
• Игровые – подвижные ролевые игры с текстом.
• Этюды – мимические и пантомимические.

Условия реализации проекта
Программа может быть реализована учителем-логопедом, учителем-дефектологом.
Воспитатели могут использовать отдельные игры и упражнения в свободной или специально организованной деятельности.
Оборудование:
1. Фонотека
2. Игрушки
3. Муляжи овощей, фруктов, продуктов питания
4. Посуда кукольная, предметы мебели
5. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, палочки, шаркунки, колокольчики
6. Плоскостные листья, снежинки
7. Шапочки с изображением животных, птиц, маски, головные уборы (по профессиям)
8. Гимнастические палки, обручи, мячи
9. Пособие «Дыхание»
10. Картинки по лексическим темам
11. Компьютер
12. Колонка
13. Картотека подвижных ролевых игр
14. Схемы движения по залу
Помещение: зал или другое помещение, достаточное для свободного перемещения детей во время подвижных игр.
Инструментарий:
Поведение детей оценивается в ходе наблюдений за взаимодействием со сверстниками в свободной деятельности.
Критерии оценки:
0 баллов – играет один, в деятельность со сверстниками не включается; (или) в играх со сверстниками создаёт конфликтные ситуации
1 балл – наблюдает за игрой сверстников, но самостоятельно в игру не включается
2 балла – наблюдает за игрой, в игру включается, если сверстники к нему обращаются
3 балла – участвует в играх со сверстниками, может организовать игру и вовлечь в неё.

Обследование просодики каждого ребёнка проводилось индивидуально по следующей схеме:
Схема обследования
1. Дыхание
а) тип – определяется визуально;
б) количество произнесённых слов на выдохе (5 лет –2-3 слова, 6-7 лет – 3-5 слов на выдохе).
2. Мимика
а) распознавание на картинке;
б) показ самим ребёнком.
3. Пантомимика
а) как «сказать» без слов «здравствуй», «до свидания», я тебе рад(а)»;
б) покажи, как
• ходит косолапый мишка,
• бежит злой волк,
• идёт старенькая бабушка,
4. Голос
а) сила:
• скажи громко,
• обычно,
• тихо,
• шёпотом.
б) высота:
• скажи, как мышка,
• скажи, как мишка.
в) модуляция:
• спроси, как мышка, ответь, как мишка,
• скажи, как мама-кошка, ответь, как котёнок.
5. Интонация
а) распознавание интонации,
б) воспроизведение:
• скажи грустно,
• удивлённо,
• как будто ты боишься,
• спроси обычно,
• сердито,
• радостно.
6. Выразительность речи – проверяется темп речи, паузы, дикция, логическое ударение:
а) расскажи стихотворение,
б) расскажи сказку,
в) расскажи историю.
7. Ритм
а) восприятие – счёт количества ударов (| | |, | | | |),
б) воспроизведение (| | | |, - - | |).
8. Рифма
а) добавь нужное слово,
б) подбери похожее слово.
9. Полётность голоса (способность разноситься на далёкое расстояние)
Планируемые или полученные результаты
Результативность
В ходе систематической и целенаправленной коррекционной работы со старшими дошкольниками с ОВЗ (ТНР и ЗПР) отмечается значительная положительная динамика:
1. 10 детей (из 23) участвуют в играх со сверстниками, способны самостоятельно организовать игру, вовлечь в неё других детей, адекватно разрешают конфликты, возникшие в ходе игровой деятельности;
2. 8 детей включаются в игру по приглашению сверстников или педагога, конфликтных ситуаций избегают;
3. 4 ребёнка наблюдают за игрой сверстников, предпочитают играть самостоятельно или с педагогом;
4. 1 ребёнок в играх со сверстниками создаёт конфликтные ситуации.
П.3 и 4 можно объяснить тем, что период с октября по май недостаточен для этих детей, развития у них в должной мере навыков социального поведения в группе сверстников (4 ребёнка) и тяжести дефекта у 1 ребёнка (как показали данные диагностики ПМПК – имбецильность).
В развитии просодической стороны речи дошкольников тоже отмечаются положительные изменения:
5. Темп речи нормализовался у 11 детей, у 11 близок к норме.
6. 13 детей способны изменять голос (силу, высоту) в зависимости от требований ситуации.
7. Большинство детей правильно воспроизводят ритм, мимику и движения, выразительно рассказывают и декламируют.
8. Большинство детей овладели комплексом кинезиологических упражнений.
9. Значительно улучшилась координация речи с движением.
На основании данных диагностики можно сделать выводы о целесообразности реализации программы.
Видеоролик с рассказом о проекте