Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2221
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
О чем "молчит" фотография (Использование семейной фотографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи
Целевая группа
Данный проект предполагает вовлечение семьи в коррекционно – развивающий процесс группы для детей с нарушениями речи и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений c целью развития речевых и коммуникативных навыков дошкольников. Поэтому основными участниками проекта являются дети и родители при непосредственном участии педагогов группы (учителя – логопеда и воспитателей).
Дети, поступающие в логопедическую группу ДОУ, как правило, помимо речевых проблем имеют еще и особенности познавательного развития, у них ограничен запас знаний и представлений об окружающем, что осложняет работу по устранению собственно речевых недостатков.
Содержание проекта
Данный проект был реализован в подготовительной группе для детей с нарушениями речи.
Цель: коррекция речевых и коммуникативных навыков детей путём вовлечения родителей в образовательную деятельность.
В начале учебного года родителям было предложено поделиться впечатлениями об отдыхе и принести или прислать на почту педагога по одной летней фотографии.
Вместо традиционного рассказа по картине для обследования связной речи детям предлагалось рассказать о летнем отдыхе с опорой на семейное фото. Рассказы детей были записаны на диктофон и собраны в презентацию «Вокруг света за жаркое лето».
На первом групповом собрании для родителей была проведена виртуальная экскурсия «Вокруг света за быстрое лето» на основе рассказов детей и семейных фотографий, во время которой родители могли услышать речь своих детей, сравнить ее с речью сверстников, обратить внимание, как формируется у дошкольников навык самоконтроля, как появляются в активном словаре детей новые понятия.
Задачи: мотивировать родителей к участию в образовательном процессе, побудить к активному детско – родительскому взаимодействию, продемонстрировать влияние личного опыта детей на формирование экспрессивного словаря и знаний об окружающем.
Такая же экскурсия была проведена и для детей, в ходе которой решались другие задачи: расширять знания и представления об окружающем мире, развивать фонематические представления («Чей голос за кадром?»), развивать навык контроля за собственным произношением и речью сверстников.
В ходе собрания родителям было предложено в течение года фиксировать детские впечатления, успехи и достижения на камеры мобильных устройств и пересылать их в группу. Это могут быть посещения музеев, выставок, прогулки, совместный отдых и другие моменты из жизни ребенка.
Неотъемлемой частью организации работы с детьми с использованием такой семейной фотографии стала сюжетно-ролевая игра «Интервью по понедельникам», когда дети делились своими впечатлениями от проведенных выходных, учились задавать вопросы и вели диалог со сверстниками. Такие еженедельные «интервью» с опорой на фотоизображение способствуют развитию этих навыков. Организация работы в форме игры позволяет решить следующие задачи: расширение знаний и представлений об окружающем, побуждение детей к речевой активности, совершенствование диалогической формы речи, формирование временных представлений (вчера, сегодня и т.п.), закрепление слоговой структуры сложных слов (интервью, экскурсовод и т.п), воспитание уважительного отношения к сверстникам.
Фотографию можно использовать и как дидактический материал на занятиях по произношению , в процессе которых решаются другие задачи: автоматизация звуков, закрепление звуко – буквенных связей, развитие внимания, памяти, речемыслительной деятельности. С этой целью родители вместе с детьми искали дома предметы с изучаемым звуком, фотографировали их и присылали в группу. Итогом проекта стало создание фотокниги «А что у вас?» с короткими стихотворными текстами к изображениям.
Условия реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы современные технические средства обучения: компьютер или мультимедийное оборудование, позволяющее вывести фотографию на экран, диктофон, фотокамера. Для работы малыми подгруппами можно использовать и обычный фотоальбом.
Данный проект может быть реализован разными специалистами ДОУ: учителем – логопедом, воспитателем, педагогом – психологом. Используя семейную фотографию, каждый специалист может решить свои задачи. Для учителя – логопеда приоритетной является задача коррекции речевого развития, для воспитателей – задача развития коммуникативных навыков, для педагога – психолога – изучение межличностных отношений.
Для реализации представленного проекта педагогу необходимо владеть технологией логопедического обследования речи детей, технологией коррекции звукопроизношения , технологией коррекции (развития) связной речи, а также технологией формирования коммуникативных навыков у детей.
Планируемые или полученные результаты
Партнерская форма организации деятельности, опора на личный опыт ребенка с помощью семейной фотографии формируют положительную мотивацию к занятиям, регулируют психоэмоциональное состояние детей, создают эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия у детей. Реализованный проект помог в достижении следующих результатов:
-максимальной включенности родителей в коррекционно – образовательный процесс,
-активизации и стимулирования процесса общения в семьях воспитанников,
-формировании умения взаимодействовать и сотрудничать у всех участников образовательных отношений,
-формировании позитивного отношения друг к другу,
- укреплении детско – родительских отношений,
-раскрытии творческого потенциала педагогов.
«Оречевление» ситуации, изображенной на семейной фотографии, способствует развитию коммуникативных навыков дошкольников и их умения выражать свои чувства и эмоции с помощью вербальных средств (формирование диалогической и монологической форм речи), расширению знаний и представлений об окружающем, а также ускорению процесса автоматизации поставленных звуков.
Эффективность применяемых приемов подтверждает и тот факт, что по итогам выпускного психолого - педагогического консилиума удалось достигнуть 100% интеграции выпускников подготовительной группы в обычные классы общеобразовательной школы. Обследование учителя - логопеда и психолога показало стойкую положительную динамику не только в речевом, но и психическом развитии детей в целом.
А созданную в группе фотокнигу «А что у вас?», в которую вошли не только семейные фотографии воспитанников, но и короткие стихотворные тексты к ним, написанные учителем – логопедом, дети получили в подарок на память о логопедической группе.
Видеоролик с рассказом о проекте