Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2217
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Развитие познавательной активности детей с задержкой психического развития ЗПР посредством интерактивных технологий
Целевая группа
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) дошкольных образовательных организаций, а также их родители (законные представители)
Содержание проекта
Цель проекта - развитие познавательной активности детей с ЗПР посредством современных интерактивных технологий.
Задачи проекта: внедрение в практику дошкольной образовательной организации интерактивных, информационных технологий, удовлетворяющих познавательные потребности и интересы современных детей; обеспечение эффективного взаимодействия учителя-дефектолога и воспитанников с ЗПР; интеграция интерактивных технологий в практику семейного воспитания; повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов, соответствующего требованиям профессионального стандарта "Педагог".
Содержание проекта заключается в разработке и внедрении в коррекционный образовательный процесс современных интерактивных технологий, использование которых способствует более эффективному образовательному процессу, усвоению детьми программного материала. При этом, педагог - непосредственный автор-создатель интерактивных упражнений, мультимедийных презентаций, он опирается на актуальный уровень развития познавательной активности детей с ЗПР, учитывает особенности психического развития данной категории детей, также их интересы и склонности. Неоспорим тот факт, что современные дети дошкольного возраста отличаются от своих сверстников прошлого столетия, они живут в информационном обществе, и, на наш взгляд, не стоит пытаться оградить современного ребенка от компьютера, планшета и других гаджетов, которые уже стали частью мира современного ребенка. Задача педагога, а также родителей - умело использовать современные информационные технологии во благо.
В рамках реализации проекта мы предлагаем использовать авторские интерактивные упражнения и мультимедийные презентации в образовательном процессе. Ведущий специалист в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида для детей с ЗПР - это учитель-дефектолог. Именно на занятиях учителя-дефектолога целесообразно использовать указанные интерактивные технологии. В рамках комплексного тематического планирования учитель-дефектолог разрабатывает по каждой отдельной лексической теме ряд упражнений или презентаций и включает их в содержание занятий познавательного цикла (по формированию элементарных математических представлений), а также в занятия по развитию речи, в том числе по подготовке к обучению грамоте (для воспитанников подготовительной к школе группы). Интерактивные упражнения целесообразно предлагать воспитанникам не только на подгрупповых или фронтальных занятиях, но и на индивидуальных занятиях. Интерактивные упражнения можно разрабатывать в приложении LearningApps.org, которое представляет собой достаточно простой набор инструментов для создания данных упражнений. Педагог создает свой аккаунт и работает в своем личном кабинете, может разрабатывать упражнения, изменять их, дорабатывать и т.д. Каждое разработанное упражнение имеет ссылку в сети "Интернет" и им может пользоваться любой человек, в том числе и родители могут заниматься с детьми в домашних условиях по заданию учителя-дефектолога.
Реализация данного проекта - 1 год.
Условия реализации проекта
Материально-техническая база: наличие персонального компьютера (ноутбука) в групповом помещении со стандартным программным обеспечением, мультимедийный проектор и экран для работы с подгруппой или группой детей, колонки для воспроизведения звука, выход в сеть "Интернет".
Психолого-педагогические условия: профессиональная компетентность педагогов, предполагает наличие у педагогов определенного объема знаний в области использования ИКТ; диагностический инструментарий для выявления актуального уровня профессиональной компетентности педагогов в области интерактивных технологий); адаптированный диагностический инструментарий для выявления актуального уровня развития познавательной активности детей с ЗПР;
готовность родителей (законных представителей) к использованию интерактивных технологий в домашних условиях.
Санитарно-гигиенические условия предполагают соблюдение режима работы с компьютером, проведение занятий в хорошо освещенном помещении, определенной площади, обеспечивающей правильную рассадку детей и эффективное восприятие визуальной информации.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемый результат - это повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для того, чтобы оценить эффективность реализованного проекта мы предлагаем использовать следующий диагностический инструментарий: методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на выявление степени выраженности любознательности у дошкольников; методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности; анкета, направленная на изучение познавательной потребности дошкольника (В.С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А. Барановой) и адресована педагогам и родителям (законным представителям); методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение волевой регуляции дошкольников. Анализ результатов указанных методик позволяет педагогу сделать вывод об актуальном уровне познавательной активности воспитанников. Рекомендуется использовать указанные методики до реализации проекта и после него.
В МБДОУ "Д/с №41" проект был реализован в 2016/2017 учебном году в подготовительной к школе группе (15 воспитанников). В результате первичной диагностики было выявлено, что большинство воспитанников группы (53,3%) имели низкий уровень познавательной активности, остальные (46,7%) - средний. Дети с ЗПР с низким уровнем познавательной активности не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, быстро утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, агрессия), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи учителя-дефектолога.
Систематическое включение в содержание занятий учителя-дефектолога интерактивных упражнений и мультимедийных презентаций позволило преодолеть указанные выше трудности. Воспитанники с удовольствием стали включаться в деятельность, положительно реагировали на задания педагога, радовались как своим успехам, так и успехам других детей. Ссылки на интерактивные упражнения распространялись среди родителей (законных представителей), так дети в домашних условиях имели возможность еще раз "поиграть", выполнить задание на скорость, посоревноваться с родителями и т.д. Кроме того, использование таких упражнений в детском саду готовит и знакомит детей с интерактивными технологиями, которые так широко используются в школе и ждут их в скором будущем.
В конце 2016/2017 учебного года диагностика уровня развития познавательной активности детей с ЗПР была проведена повторно. Анализ результатов показал, то количество детей с низким уровнем развития познавательной активность уменьшилось до 26,7%, кроме того, у части детей (33,3%) был выявлен высокий уровень познавательной активности. По заключению психолого-медико-педагогической комиссии именно этим детям было рекомендовано обучение в общеобразовательных школах.

Видеоролик с рассказом о проекте