Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 2135
Тематика
Игра
Название проекта
"Путь к игре"
Целевая группа
проект рассчитан на детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет), детей младшего школьного возраста в качестве игровых волонтеров, родителей, педагогов (воспитатели, психолог, музыкальный руководитель, физ.инструктор)
Содержание проекта
Проект «Путь к игре» - попытка вернуть спонтанную игру в жизнь ребенка и детского сада в целом. Задачи проекта: 1Организовать стимулирующую игровую предметно-пространственную среду, обеспечивающую поддержку спонтанной игры. 2Апробировать и внедрить гибкую модель организации образовательного процесса, обеспечивающую баланс организованной деятельности и спонтанной игры. 3Обеспечить систему ежедневных разновозрастных игровых сообществ в детском саду в современных условиях. 4Разработать методическое сопровождение реализации проекта: «рамочное» перспективное планирование, систему педагогического наблюдения, рефлексии с позиции достижений и трудностей в развитии игры.
Ключевые идеи проекта:
-Спонтанная игра является самым естественным видом деятельности детей, поэтому ДОУ должно обеспечить игровое время и пространство.
-Спонтанная игра детей – деятельность камерная, она не может носить коллективный характер.
-Тематическое содержание игр («Семья», «Космос», «Больница») не может служить критерием уровня игры. Важно не во что дети играют, а как, насколько детская игра развита.
-Целью педагогических воздействий по отношению к игре не «коллективная проработка знаний» или тем, а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей.
-Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей являются игровые умения, которые имеют свои возрастные отличия.
-Каждый ребенок осваивает игровые умения в своем темпе.
Проект представляет собой комплексную систему работы по поддержке и развитию игровой деятельности через существенные изменения в организации образовательного процесса: 1. Обеспечение игрового времени и пространства (не жесткий режим, а ритмическая организация жизни детей "вдох-выдох"), свободная сетка образовательной деятельности. 2. Самостоятельная игра детей с ровесниками и в разновозрастных игровых сообществах, игровые акции "День игры", "Игровые волонтеры", "Давайте меняться", игровые события "Твоя игра", "Строим город из коробок", "Мир из фантазий" и др.3. Партнерская игра детей со взрослыми, тренинги по развитию детской игры и фантазии: авторские детские сказки, мультипликация, метод парного рисования на окнах, световых песочных столах, «бусоград» (конструирование фантазийных образов из бросового полифункционального материла: бусы, одноразовая посуда, палочки, втулки).4.Организация педагогического наблюдения за игровой деятельностью дошкольников: работа в картах наблюдения и фиксация игровых эпизодов спонтанной игры детей. 5.Совместная детско-взрослая организация развивающей игровой среды в группе: процесс подготовки к игре также стимулирует свободную игровую деятельность, создание игрового пространства (постройка из мягких модулей, ширм, подручных материалов различных игровых маркеров и др.) по игровым потребностям, замыслам детей и взрослых.
Проект «Путь к игре» является долгосрочным, с августа 2015 года по май 2016 года. Однако в настоящее время реализация проекта продолжается на постоянной основе.
Условия реализации проекта
Проект реализуют воспитатели и специалисты ДОУ. Поддержка спонтанной игры детей - деятельность, требующая от педагогов наличие профессиональных компетенций: знать специфику дошкольного детства, спонтанной игры как свободной деятельности, в которой ребенок реализует свои собственные замыслы, а не план игры взрослого. Знать общие закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста, особенности формирования игровых умений у детей, механизмы обогащения спонтанной игры. Уметь создавать условия для проявления детской игровой инициативы, создавать ситуации выбора. Владеть технологиями и методиками развития игровой деятельности: групповой сбор, "бусоград", авторская детская мультипликация, метод совместного рисования, технология организации игровых акций и событий и др. Уметь планировать игровую деятельность детей на основе свободной, "рамочной" модели, где дети самостоятельно определяют тему, сюжет, атрибутику для игры. Владеть методикой безоценочного педагогического наблюдения за спонтанной игрой детей с целью выявления игровых затруднений каждого ребенка. Уметь совместно с детьми организовывать, трансформировать игровую развивающую предметно-пространственную среду. Владеть методами и средствами психолого-педагогического посвящения родителей по вопросам игрового развития, методами совместного планирования игровых событий. Формирование данных компетенции предполагают систему методического командного обучения: семинары "Современные дети и игра", "Условия развития детской спонтанной игры", семинары-практикумы, работа в проблемных группах "Моделируем игровые проблемные ситуации", "Разрабатываем карту наблюдений", "Педагогическое наблюдение за спонтанной игрой", педагогический совет "Разновозрастные игровые сообщества в современных условиях", тренинги "Что такое детская инициатива?", "Играет взрослый - играют дети".
Жестких требований к помещению нет. Игровая деятельность детей должна проходить на улице, в группах, если в ДОУ присутствуют проходные, смежные группы, то их обязательно нужно использовать для обеспечения ситуации постоянного выбора детьми игровой среды, партнеров. Также необходимо задействовать музыкальный зал, спортивный зал для организации разновозрастных игровых сообществ, игровых событий, территорию улицы социального округа:школа, соседние сады. Материально-технические условия: наличие полифункционального, оборудования для поддержки спонтанной игры: мягкие модули, крупный строитель, шатры, передвижные дома для уединения, обыгрывания, ширмы, полифункциональные маркеры игрового пространства, костюмы, различные ткани, тканевые накидки на стулья, столы, сюжетные игрушки, предметы-заместители, неоформленный, бросовый материал и другое оборудование, стимулирующее игровую активность детей. Легкая, трансформируемая мебель: выкатные ящики на колесиках, игровые столы для режиссёрских, конструкторских игр, столы разной формы (прямоугольные, круглые) другая мебель, позволяющая преобразовывать среду группу по игровым запросам дошкольников
Планируемые или полученные результаты
Полученные результаты:
- Обогащение и развитие спонтанной игровой деятельности детей,
-Создание системы развития и поддержки спонтанной игры детей, выявления затруднений в развитии игровой деятельности,
-Формирование социально-коммуникативных компетенций у детей,
-Адаптация детей к социуму сверстников, взрослых,
-Увеличение количества одаренных детей в различных сферах,
-Формирование активной позиции родителей (законных представителей) воспитанников в развитии игровой деятельности детей,
-Повышение уровня квалификации педагогов по вопросу поддержки спонтанной игры дошкольников,
-Сетевое сотрудничество с социальными партнерами ДОУ по вопросу поддержки игровой деятельности детей,
-Обновление содержания образования по игровому развитию дошкольников в современных условиях.
Оценка эффективности реализации проекта проходит за счет педагогического наблюдения за детьми в спонтанной игре. Педагогами разработаны карты наблюдений на каждый возраст (ранний, младший дошкольный, старший дошкольный). Карта наблюдений содержит в себе критерии: предмет деятельности, сюжет, длительность, игровые умения, «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «правила». Педагогическое наблюдение за спонтанной игрой позволяет увидеть развитие игровой деятельности каждого ребенка отдельно и ситуацию в целом, дает возможность педагогам работать в зоне ближайшего развития детей и планировать пути устранения дефицит. Педагогическое наблюдение ведется педагогами постоянно, мониторинговый срез осуществляется два раза в год (январь, август). Результаты диагностики педагогического наблюдения за 2015-2017 учебные года показывают устойчивые эффективные изменения по всем критериям формирования игровой деятельности дошкольников. Игровые умения детей улучшились на 39%, также существенно улучшилась игровая самоорганизация воспитанников на 35%, дети проявляют стойкую способность самостоятельно организовать среду, наладить контакт с партнерами по игре, выбрать и проиграть сюжет без привлечения взрослого.
Также для оценки эффективности реализации проекта в детском саду используется инструмент оценки качества образования шкалы Ecers. В основе оценки – процедура наблюдения. Шкала состоит из 43 показателей, затрагивающих все сферы жизни ребенка в детском саду, показатель оценивается по 7-бальной шкале через индикаторы. Оценка при помощи шкал Ecers проводиться педагогической командой ДОУ и с целью объективности внешними (обученными) экспертами - методистами муниципального и регионального уровня. Шкалы содержат оценку важных критериев для поддержки и развития спонтанной игры дошкольников, такие как развивающая предметно-пространственная среда, речь и мышление, виды детской активности, взаимодействие детей и взрослых и другие. Все шкалы объединены общей концепцией, которая близка детской игре и педагогической команде ДОУ – создание условий для проявления детской инициативы и возможности свободного выбора. Процедура оценки проходит 1 раз в год, в мае месяце.


Видеоролик с рассказом о проекте