Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1876
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
«Я – исследователь»
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
Содержание проекта
Работа над проектом строилась поэтапно. Первый этап – подготовительный , который включает в себя:
- изучение методической литературы по проблеме исследования;
- подбор методик диагностики, выявляющей уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в процессе исследовательской деятельности;
- разработка перспективного плана работы с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности.
Второй этап – практическая работа с детьми. В основу данного этапа легла система работы с детьми, направленная на приобретение детьми знаний и развитие умений исследовательского поиска.
Цель проекта: Создание условий для развития умений исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Способствовать развитию у детей исследовательского поиска: замечать противоречия, ставить вопросы, формулировать познавательную задачу, выдвигать гипотезы, использовать разные способы проверки предположений, анализировать результаты, делать умозаключения и выводы. 2.Развивать самостоятельность в решении познавательных задач, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности. 3.Поддерживать проявление индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов. 4.Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности.
Работа по формированию исследовательской деятельности у дошкольников строилась пошагово:
1 – шаг: развитие детской активности и исследовательского поиска в группе и на участке детского сада с помощью предметно-пространственной среды;2 шаг – Развитие поисково- исследовательской инициативы у детей с помощью проблемных вопросов, задач и проблемных ситуаций;3 шаг – Использование в работе с детьми разнообразных приемов, методов, которые побуждают детей к поисково-исследовательской деятельности.
Для создания мотивации- прием «удивления». Прием «ритуал приветствия» создает почву для создания игровых и проблемных ситуаций и их решения.Практический метод – выдвижение гипотез, проведение экспериментов и опытов, учит детей приходить к общему мнению, договариваться и сотрудничать. Использование метода «Вхождение в игру» - это реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций. Использование игрового метода позволяет широко использовать все виды игр. Часто применяется метод фокальных объектов из технологии ТРИЗ, где дети работают в парах, группами. 4 шаг – Подготовка и Защита исследовательских работ. Третий этап: заключительно – обобщающий. Проект рассчитан на 3 года, реализуется ежедневно (в совместной и самостоятельной деятельности). Система работы показывает, что дети любознательны, самостоятельны, оригинальны в суждениях и выводах, готовы к поиску нового и преодолению учебных трудностях. Прект может являтся отдельной методикой, которая комплексно реализуется во всех видах деятельности детей

Условия реализации проекта
Данный проект может реализовать воспитатель, который изучил методическую литературу по исследовательской деятельности и создал необходимые условия для данной деятельности - это предметно-пространственная среда. Для реализации проекта необходимо создание центра «экспериментирования». Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования должны быть в достаточном количестве и доступны для детей. В мини - лаборатории находится оборудование для проведения опытов, природный материал, центр воды и песка, «Зона коллекций».
Материалы для исследования располагаются по всей развивающей среде группы. Это и различные карты: животного и растительного мира, глобус, дорожные знаки, плакаты, рисунки, панно: «природные зоны нашей страны».
Очень важно, что «информация», заложенная в среде, не обнаруживает себя сразу полностью, а побуждает детей к ее поиску. С этой целью в группе не стене висит наглядный материал, который находится в кармашке «Это интересно». Дети с интересом рассматривают, рассуждают, задают вопросы: как? почему? Для чего? …
Вместе с детьми и родителями создан «Центр Науки», куда поместили познавательную литературу, энциклопедии, картотеки опытов, схемы – модели, дневники наблюдений и фиксации результатов опытов.
Обустроен огород на окне и на участке детского сада.
Проект построен на методических пособиях: А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», «Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания». О.В. Дыбина, «Неизведанное рядом», «Что было до…», «Из чего сделаны предметы», «Рукотворный мир».
Для диагностических исследований взяты показатели познавательно - исследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнены критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших дошкольников в соответствии с образовательной программой.
Планируемые или полученные результаты
Проект направлен на развитие познавательной активности у детей посредством исследовательской деятельности, в которой дети совершают самостоятельные открытия, решают проблемные задания, практически-преобразовательные действия, исследуют и защищают свои работы.
Система мониторинга предполагает неформализованные методы диагностики. Оценка динамики достижений детей производится 2 раза в год (ноябрь, апрель) для коррекции педагогических действий в рамках проекта. Сбалансированность методов: наблюдение, беседа, анкетирование родителей, игровые задания позволяют не нагружать и принуждать ребенка к выполнению заданий.
Результатом моей работы стало участие детей и защита исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях. На муниципальном уровне: исследовательская работа: «Почему город Первомайск, мой родной город?» - призеры. Познавательно - исследовательский проект: «Удивительный цветок «Теремок». На региональном уровне – победитель (Диплом II степени) в XII Регионального конкурса исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – исследователь» с исследовательской работой: «Где живет тихое электричество».

Видеоролик с рассказом о проекте