Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1866
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Развитие детской инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родителями.
В этом возрасте познавательно-исследовательская деятельность осуществляется детьми во всей своей полноте, задействуя все психические процессы. Познавательная активность смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. На смену процессуальным включениям познавательной активности в другие культурные практики приходит познавательно-исследовательская деятельность как отдельная, целенаправленная форма активности, со своими специфическими мотивами и целями.
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Исследование уровня развития инициативы основанное на наблюдении за детьми в познавательно-исследовательской деятельности показало, что обладают недостаточным уровнем самостоятельности и инициативности в деятельности: чаще всего испытывают трудности в планировании своей деятельности, сталкиваясь с трудностями, спешат обратиться за помощью к взрослому, теряют цель деятельности, испытывают трудности в формулировании вопросов.

В целевую группу включены дети без каких-либо ограничений по умственному развитию.
Содержание проекта
Способность ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - один из важнейших целевых ориентиров дошкольного образования. Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано…

ЦЕЛЬ: создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ:
- формировать у дошкольников предпосылки поисковой деятельности;
- развивать познавательную инициативу;
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления;
- побуждать детей задавать вопросы;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
- развивать умение самостоятельно определять возможные методы решения проблемы;
- воспитание любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Методические приемы: модель трех вопросов, проблемные ситуации, вопросы познавательного характера, интервью детей других групп, элементарные опыты, решение исследовательских задач, игровые ситуации, зарисовывание схем, экспериментирование, моделирование ситуации.
Работа с детьми осуществлялась в течении 1 учебного года.

Данный проект реализовывался в формате проектной деятельности. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Достижение поставленной цели достигалось через реализацию серии исследовательских проектов. Результаты детских "открытий", полученных в процессе исследований представлялись в тележурнале "Хочу все знать", ведущими и участниками которого были сами дети, что является новизной данного опыта работы. Всего за год было выпущено 5 выпусков тележурнала. Тематика выпусков разнообразна: "Куда исчезла Снегурочка?" , "Звуки вокруг нас", "Откуда в кране вода?", "Как обнаружить воздух", "Как действуют магнитные силы", "Наш питомец - черепаха Тилла". В создании тележурнала принимали участие родители (съемка, монтаж).Данный тележурнал предназначен для просмотра детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми были использованы следующие методики и технологии:
- А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников»;
- Технологии Н.А.Коротковой "Коллекционирование", "Опыты (экспериментирование)", "Путешествие по карте", "Путешествие по реке времени",
Условия реализации проекта
Данный проект реализован педагогами, высшей квалификационной категории, имеющими педагогическое дошкольное образование.
Для реализации проекта в групповом помещении необходимо наличие центра "Детская лаборатория". Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности в данном центре разделены, согласно Н.А.Коротковой, Т.Н. Дороновой, на следующие типы:
- объекты для исследования (набор объемных деревянных фигур разной величины: цилиндры, бруски, призмы и др., набор магнитов, бумаги и ткани разной фактуры, прозрачных сосудов разных форм и объемов, металлических предметов, набор мерных стаканчиков, кора различных деревьев, песочные часы, увеличительная лупа, микроскоп, компас и др.)
- образно-символический материал (иллюстрированные энциклопедии, плакаты, альбомы, различные коллекции: марок, монет, открыток, фантиков, глобус, детский атлас, набор карточек с символами погодных явлений и т.д.)
- нормативно-знаковый материал (отрывной календарь, азбуки (магнитная, разрезная), набор кубиков с числами, числовыми фигурами ит.д.)
Так же необходимо в "Детской лаборатории" наличие материалов для фиксации результатов исследований: карандаши, листы бумаги, альбома с описанием опытов и экспериментов.

В качестве диагностического инструментария используются "Нормативные карты развития", разработанные Н.А.Коротковой и П.Г.Нежновым (познавательная инициатива - любознательность)
Карта заполняется воспитателем 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.
Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности.
Планируемые или полученные результаты
Результаты, полученные в процессе работы над проектом:
У дошкольников
- сформированы предпосылки поисковой деятельности;
- развита познавательная инициатива, которая проявляется в желании задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного, проявляют интерес к познавательной литературе;
- систематизированы элементарные естественнонаучные и экологические представления;
- дети проявляют мыслительная активность, умение наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
- самостоятельно определяют возможные методы решения проблемы;
- стремятся к самостоятельному познанию и размышлению, проявляют любознательность.

Выявление результатов осуществлялось методом наблюдения в начале (сентябрь) и конце (май) проекта.
Уровень развития детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности на этапе завершения проекта показал, что соответствуют возрастным нормативам (нормативная карта развития ребенка - познавательная инициатива) до начала проекта - 50% детей, после его завершения - 72%.

Главный результат своей работы я вижу в проявлении каждым ребенком самостоятельности и инициативы, а главным критерием оценки воспитанника - не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Все это по сути дела составляет основу познавательной деятельности и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Видеоролик с рассказом о проекте