Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1828
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Магистры детсадовских наук
Целевая группа
Данный проект направлен на включение родителей воспитанников непостредственно в образовательный процесс ДОО. Реализация проекта объединяет всех участников образовательных отношений: детей, их родителей, педагогов. Оптимальный возраст детей от 2 до 8 лет.
Содержание проекта
В основе проекта «Магистры детсадовских наук» лежит идея о том, что главными воспитателями ребенка дошкольного возраста являются родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Данный проект позволяет выстроить эффективное сотрудничество родителей воспитанников и детского сада на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Основная цель проекта – создание условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность детского сада, повышение педагогической культуры и реализация педагогического потенциала семьи.
В ходе реализации проекта родителям предлагается попробовать себя в роли педагога детского сада. Безусловно, такая форма работы требует тесного взаимодействия воспитателей и родителей на этапе подготовки к совместной деятельности, т.е. дополнительных временных затрат от педагога. Но при этом открываются широчайшие возможности для интеграции положительного опыта семейного воспитания в образовательный процесс ДОО. Новые задания, способы действия, идеи помогают и детям, и педагогам приобрести бесценный опыт межличностных отношений, формируют у детей уверенность в себе, общительность, позитивное отношение к окружающим. А у родителей появляется уникальная возможность увидеть изнутри жизнь детского сада, изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, тем самым обогащая содержание домашнего воспитания. «Запускается» рефлексивная деятельность. А это – первые ростки сотрудничества.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек и дедушек. У них укрепляется чувство гордости за свою семью.
Деятельность, в которую могут включиться родители дошкольников или которую они самостоятельно организуют, может быть самой разнообразной: утренняя зарядка, прогулка, опытно-экспериментальная деятельность, драматизация, рисование, двигательная активность, элементарный труд и т.д. Выбор вида совместной деятельности определяется желанием, возможностями и умениями родителей.
Таким образом, проект "Магистры детсадовских наук" реализутся в формате активного взаимодействия детей, родителей и педагогов на протяжении всего учебного года.
Условия реализации проекта
Успешная реализация проекта «Магистры детсадовских наук» возможна лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольной организации, которой доверяет воспитание ребенка.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: маркетинговые исследования родительского запроса, дни открытых дверей в детском саду, открытая информационная среда ДОО (включающая официальный сайт ДОО, стендовую информацию), а также специально организуемая социально-педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика, направленная на изучение семьи может включать в себя следующий инструментарий:
- наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени. Основные показатели наблюдения – эмоциональный настрой взрослого и ребенка, особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении, особенности воспитательной тактики родителя, типичная позиция, которую занимает каждый в общении и др.
- анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор И.А. Хоменко)
- беседа с родителями «Наша семья и ребенок»
- «интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
- родительское сочинение (автор В.В. Столин)
- анализ детских рисунков на тему «Моя семья»
- проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»
- игровая методика «Семья» (автор Т.И. Пухова)
- методика «День рождения» (автор М. Панфилова)
При планировании совместной деятельности в рамках реализации проекта педагогам детского сада необходимо учитывать особенности семей разного типа. Практика показывает, что одинокие мамы более ограничены во времени, но при этом они стараются использовать больше различных форм совместной деятельности. Возможно, это связано с неуверенностью матерей, которые воспитывают ребенка одни, в том, что смогут обеспечить малышу гармоничное развитие в одиночку.
Родители из многодетных семей, как правило, избегают активных подвижных игр для совместной деятельности, а отдают предпочтение настольным играм и продуктивным видам деятельности.
У родителей с высоким уровнем образования наибольшей популярностью пользуются «интеллектуальные» формы работы с детьми. Но при этом особое внимание они уделяют социальному развитию ребенка, считая детский сад практически единственным местом общения ребенка со сверстниками.
Очень важно к совместной деятельности привлечь малоактивных родителей, приглашая их сначала включиться в проект в
паре с воспитателем, затем с другим активным родителем, и уже потом – самостоятельно.
Планируемые или полученные результаты
Поскольку данная форма работы прочно прижилась в нашем детском саду, можно говорить о положительных результатах реализации проекта:
- растет активность родителей на различных мероприятиях детского сада, они охотнее соглашаются включаться в образовательную деятельность;
- у родителей проявляется осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок;
- формируется положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.

Результативность работы с родителями при реализации проекта достаточно легко отследить и в количественном показателе – доле родителей, принимающих непосредственное участие в образовательном процессе ДОО. При грамотно организованном взаимодействии к концу учебного года она может достигнуть 85-90%.
Еще одним показателем эффективности взаимодействия детского сада и семьи является результат мониторинга удовлетворенности родителей воспитанников деятельностью ДОО, который проводится ежегодно в конце учебного года.
Видеоролик с рассказом о проекте