Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1824
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Строим мосты,а не стены,или Учимся жить по правилам
Целевая группа
Дети,3-6 лет
Содержание проекта
Цель проекта: создание условий для позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. формировать и расширять опыт детей в знании и применении правил и норм позитивного социального поведения в разных ситуациях, учить их оценивать свое поведение и быть ответственными за свои действия;
2. развивать коммуникативные способности детей: умения договариваться друг с другом, соблюдать очередность, делиться, работать и играть вместе, быть дружелюбными, участвовать в групповой деятельности, разрешать конфликты;
3. повысить компетентность педагогов в вопросах социально-коммуникативного развития детей;
4. активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах нравственного воспитания детей через разработку и использование правил позитивного поведения.
Новизна проекта:
Разнообразная содержательная проектная деятельность позволит «на старте» учебного года выстроить механизмы позитивного взаимодействия между детьми, а затем в процессе дальнейшей образовательной деятельности продолжить их использование и закрепление. Созданный Банк материалов проекта, расположенный в интернет – пространстве (Яндекс-диске), сможет обеспечить неограниченный доступ к нему педагогов и родителей воспитанников.
Работа над проектом предусматривает взаимодействие педагогов детского сада (воспитателей, специалистов), воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей в вопросах позитивного межличностного взаимодействия.Работа по формированию норм и правил поведения у детей дошкольного возраста – процесс длительный и систематический. В связи с этим проект получит свой продолжение. Деятельность по закреплению правил будет интегрироваться в другие проекты, прорабатываться в ежедневном детском жизнетворчестве.
Педагогические наблюдения воспитателей позволят своевременно корректировать проблемы.
Данный проект можно дополнять и обогащать различными методиками и технологиями.Проводить его целесообразно в начале учебного года,а затем систематически в течение года обращаться к его содержанию.
Этапы реализации проекта:
1 этап, предварительный (апрель – август 2017 г.): изучение литературы по теме проекта, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов.
2 этап, основной (сентябрь 2017 г.): совместное составление плана работы по проекту, реализация детско-взрослых инициатив, презентация итогов проекта;
3 этап, заключительный (1 неделя октября 2017 г.): оценка результатов проекта, оформление портфолио проекта.
4 этап, послепроектный (октябрь – декабрь 2017 г.): закрепление правил поведения в дальнейшем жизнетворчестве детей, ведение педагогических наблюдений с целью индивидуальной коррекции возникающих проблемных ситуаций, представление опыта проектной работы педагогическому дошкольному сообществу.
В содержание этапов были включены мероприятия для детей,родителей,педагогов.
Условия реализации проекта
Для качественной реализации проекта педагог должен быть примером для своих воспитанников,в связи с чем для него важны:
-знания возрастных и психологических особенностей детей;
-владение навыками конструктивного общения и сотрудничества;
-культура,эмпатия,эмоциональный интеллект;
-умение мотивировать воспитанников,включать в совместное планирование,генерацию идей,их реализацию;
-владение техниками фасилитации;
-мотивация к саморазвитию.
В реализации проекта принимают участие все педагоги детского сада:старший воспитатель,воспитатели,специалисты.В планах-паутинках специалисты вписывают свои инициативы по реализации проектов в группах.
Целесообразно для педагогов провести дополнительное обучение по способам организации работы с правилами.Методические материалы для обучения педагогов представлены в разработке "Методическая копилка старшего воспитателя".
Помещение групп разделено на центры детской активности для выбора детьми деятельности по интересам. Центры оснащены необходимыми для работы материалами.Особых требований к материалам нет,это обычные материалы для продуктивной ,экспериментальной,речевой деятельности,дидактические игры.Большую часть материалов для центров создают в ходе проекта сами дети и педагоги.
Качество деятельности педагогов в организации работы с правилами и степень усвоения правил детьми помогут оценить критерии, представленные в Шкалах ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (подшкала «Взаимодействие»).
На основе представленных ниже критериев была составлена карта оценки качества работы с правилами:
• наличие правил в группе;
• участие детей в разработке и изготовлении правил;
• эстетика оформления;
• знание правил детьми;
• использование правил в жизненных ситуациях;
• позитивная коммуникативная среда в группе.
К окончанию реализации проекта экспертная группа из числа специалистов детского сада в ходе педагогических наблюдений по данным критериям оценили итоги проекта в группах.
Мониторинг проекта осуществляется в мае 2017 г. – декабре 2017 г. и включает диагностику уровня социально-коммуникативного развития воспитанников на основе педагогических наблюдений.При проведении мониторинга мы используем диагностические карты,разработанные специалистами Московского центра качества образования.
Фиксация показателей развития выражается в словесной форме:
• не сформирован;
• находится в стадии формирования;
• сформирован.

Планируемые или полученные результаты
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
• повышение культуры взаимоотношений в детско-взрослом сообществе детского сада; улучшение психологического микроклимата в группах;
• профессиональный рост педагогов;
• создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй.
Проведение проекта в начале учебного года позволило включить воспитанников детского сада в активную деятельность по разработке правил, их усвоению в активной деятельности и дальнейшему использованию в разных жизненных ситуациях. Проект способствовал формированию механизмов успешной коммуникации всех участников проекта, дал несомненные преимущества в активизации игровой, познавательной, творческой и речевой деятельности детей, в создании условий для социального развития. Дети и в совместной, и самостоятельной деятельности учились жить по правилам, несли правила в семью. Созданные проектные работы украсили среду группы и приемной, коридоры и залы детского сада. Итоги своей деятельности дети представляли друг другу, ходили на экскурсии в группы. Особой популярностью у младших детей пользовалось правило «Вместе веселее!». Многие родители рассказывали о том, что теперь по вечерам они все вместе занимаются общими делами, так как дети настаивают на соблюдении правила всеми членами семьи.

Мониторинг (осуществляется в мае 2017 г. – декабре 2017 г) показал, что 34 % показателей социально-коммуникативного развития дошкольников в позиции «не сформирован» перешли в позицию «находится в стадии формирования»; 37 % показателей из позиции «находится в стадии формирования» перешли в позицию «сформирован».

Родители воспитанников оказали поддержку проекту , были частыми гостями в группах, участвовали в работе центров активности. Вместе с детьми участвовали в создании творческих работ. Продолжили работу с правилами в семьях. Тема проекта вызвала у них отклик и массу вопросов: как соблюдать правила в семье, как реагировать, если ребенок отказывается их выполнять, По возникшим вопросам для родителей был организован круглый стол, в рамках которого родители и участвовали в обсуждениях по интересующим их вопросам, обменивались своими секретами семейного воспитания.
Педагоги учились жить по правилам вместе с детьми, узнали и апробировали в работе много педагогических находок, повысили свой профессионализм. Воспитатели, ранее испытывающие трудности в организации детей, были вдохновлены результатами, тем, насколько дети стали дружнее и сплоченнее. Экспертная группа из числа специалистов детского сада, оценивавшие результативность проекта после его окончания по картам,описанным в разделе выше, отметили его высокую эффективность. В ходе проекта педагоги осваивали метод графических аналогий, визуальных историй, видеомоделирования, элементы ТРИЗ-технологии, составление тематических карточек, работу в программе Canva для составления иллюстрированных заданий, игровые технологии, основы скрайбинга,способы разрешения конфликтов и др.
Видеоролик с рассказом о проекте