Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1801
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию основ экологического сознания
Целевая группа
Проект по формированию экологического сознания направлен на работу с
- детьми5-7 лет;
- родителями,
- педагогами образовательного учреждения
- общественными объединениями и детско-родительскими группами,
В состав включения участников целевой группы ограничений не имеется. Основная цель проекта - формирование основ экологического сознания экоцентрического типа соответствует задачам Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
Волгоградская область уникальна своим природным многообразием и для его сохранения в условиях напряженной экологической обстановки необходимо принимать меры. Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения – детей, молодежи и общества в целом.
Содержание проекта
Основная деятельность в рамках проекта.
Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды Волгоградской области.
Акции служат экологической пропагандой среди населения, в ходе их организации и проведения дети и взрослые получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- формирование экологического сознания экоцентрического типа;
- создание условий для консолидации усилий образовательных, общественных и социальных институтов воспитания;
- развитие разнообразных форм организации экологического образования и практической природоохранной деятельности;
- повышение эффективности воспитательной деятельности в условиях образовательной организации.
Природоохранные акции в МОУ Детском саду № 348 мы рассматриваем как систему воспитательно-образовательных мероприятий, связанных одной тематикой, проводимых с целью формирования основ экологических знаний, осознанно правильного отношения к явлениям и объектам природы, элементарных умений и навыков природоохранной деятельности дошкольников. Так же акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанного знания этих правил.
Тематика экологических акций организуемых и проводимых в нашем учреждении определяется календарем эколога и в каждом сезоне имеется свое направление.
Природоохранные акции планируются как долгосрочные мероприятия, длительность которых колеблется от двух до трех месяцев.
Проект при реализации может рассматриваться как самостоятельная методика, так и является комплексными мероприятиями по формированию основ экологического сознания.
В рамках модернизации образовательных программ в 2016 году в нашем учреждении (МОУ Деткий сад № 348, Волгоград), коллективом авторов под руководством К.Б.Н. ВГСПУ Черезовой Л.Б., был разработан проект инновационной деятельности «Педагогическая поддержка становления экологического сознания у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Проект "Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию основ экологического сознания" в ходящий в комплекс мероприятий в системе реализации экологического образования дошкольников.
1. Подготовительный этап — направлен на погружение участников в проблематику темы акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера.
2. Познавательно-исследовательский этап — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов.
3. Практический этап — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе.
4. Пропагандистский этап — направлен на пропаганду экологических знаний,на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к природе.



Условия реализации проекта
Проект реализовывается в условиях образовательного процесса педагогическим коллективом учреждения (воспитатели, специалисты: эколог, социальный педагог, педагог-психолог логопед и т.д.) в соответствии с системой экологического образования МОУ Детского сада № 348.Специальное дополнительное обучение для реализации проекта, не требуется.
На базе учреждения под руководством научного руководителя проходит цикл обучающих семинаров для педагогов по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Основные компоненты в структуре образования педагогов учреждения:
теоретический (овладение системой знаний из области естественных наук, экологии);
методический (овладение методикой экологического образования, личностно-ориентированной методикой);
ценностный (формирование представлений о новых ценностях);
деятельностный (участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды).
Основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимые для реализации проекта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и соответствовать уровню и направленности реализуемых образовательных программ и обеспечивающих реализацию приоритетных направлений учреждения.
При создании предметно-пространственной среды, с точки зрения экологического образования в МОУ Детском саду № 348 в году выделены такие элементы как:
• Экологическая комната отдельно выделенное помещение для проведения занятий с детьми дошкольного возраста;
• Территория образовательного учреждения (огород, цветники и др.) где дети самостоятельно выращивают, наблюдают за ростом и развитием растений, осуществляют уход за растениями, знакомятся с правилами экологи
экологической безопасности;
• Метеорологическая площадка на территории учреждения – это пространство для знакомства детей с различными погодными изменениями. На площадке располагается метео-будка с термометром, осадкомером и барометром для наблюдения за изменениями погоды;
• В групповых помещениях созданы познавательные центры и информ.уголки где дети и родители реализуют проектно-исследовательскую деятельность и имеют возможность узнать тайны окружающего мира.
Методическая работа осуществляется под руководством научного консультанта из ВГАПО, ВГСПУ – к.б.н., доцента Черезовой Л.Б., кураторов из МПГУ (Москва) – д.п.н., профессора Н.А. Рыжовой, из ПИ РАО (Москва) д. психол. наук В.И. Панова;
Методическое обеспечение парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста:
«Наш дом – природа», Н.А. Рыжова;
«Животные и растения Волго-Донского края»Филонская С.Г., Черезова Л.Б.;
учебно-методический комплекс «Юные экологи» Москвы, Н. А. Рыжова.
Диагностический инструментарий:
-Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
-Рыжова Н.А., Диагностика уровня развития дошкольника.
- Николаева С.Н., Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Планируемые или полученные результаты
Освоение детьми социокультурных норм и образцов деятельности, поведения, отношений в области общения с миром природы, экологически грамотное природопользование; познавательный интерес у детей к живой природе, положительное эмоциональное отношение к природному разнообразию, способность получать эстетическое удовольствие от красоты природы, проявления бережного отношения к природе, проявляющееся в способности увидеть и оценить состояние живых существ, сопереживании, желании оказать помощь и умении реально позаботиться о живых существах. Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности педагогов: повышение качества профессиональной деятельности педагогов, овладение ими новым содержанием, формами и методами работы с детьми, выход на качественно новый уровень профессионального мастерства.
Участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.
Экологические акции способствуют эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса: дети - педагоги – родители.
В экологическом просвещении населения большую роль имеют семинары, конференции, заседания МНИЛ ЭОД. Результаты проекта инновационной деятельности были представлены на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций 2017 в г.Отрадный и стал победителем в номинации инновационные решения в методической деятельности.
Результат взаимодействия отражается не только внутри учреждения, но и в сетевом взаимодействии с учреждениями города и подтверждение этому участие в заседании городского круглого стола «Экология – дело общее». Как следствие, повышается общая экологическая грамотность населения, которая благотворно сказывается на будущем благополучии общества в целом.
Экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы с детьми и взрослыми. Большая часть акций входит в постоянную систему работы – становятся традиционными, так как потребность в них необходима ежегодно. Начиная формирование основ экологического сознания и грамотного природопользования на этапе дошкольного возраста, мы формируем преемственность с последующими образовательными системами, которые направлены на повышение общей экологической культуры населения в экоцентрическом аспекте.
Видеоролик с рассказом о проекте