Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1796
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Познавательно – исследовательский проект : «Люби и знай родной свой край!». подготовительная группа ДОУ.
Целевая группа
Представленный проект направлен на взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Содержание проекта
Задачи проекта «Люби и знай родной свой край!» :
Родители:
1. Способствовать созданию единого пространства общения детей и родителей через реализацию мини- проектов;
2. Формировать у родителей желание передавать добрые воспоминания и чувства , связанные с событиями своей жизни , ребенку
3.Развивать умение родителей стимулировать познавательно- исследовательскую деятельность детей в ходе совместной деятельности
4. Формировать коллектив родителей – единомышленников, заинтересованных в работе по познавательно-исследовательской деятельности по изучению родного края.
Дети:
1.Расширять знания детей о родном городе , его истории
2.Воспитывать любовь и привязанность к свой семье ,своему городу , изучая его историю и любуясь его настоящим
3. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к близким : взрослым и детям.
Формы работы:
1.Анкеты,анализ результатов(В начале проекта и в конце).2.Акция«Улица, где мы живём»( раздача листовок об истории названий улиц города) .3.Заседание «Круглого стола» (родители и педагоги).4.Оформление информационных стендов.5.Создание и распространение информационных буклетов по созданию семейных мини-проектов.6.Консультации и беседы.7.Родительское собрание.8.Организация родителями экскурсии по городу на автобусе. 9.Изготовление и оформление родителями фотоальбомов(«Мой город» , «Моя семья»).10.Участие родителей в подготовке и проведении итогового мероприятия(Презентация семейных мини-проектов на педсовете «Люблю тебя, мой край родной!»).11.Участие проекта на конкурсе педагогического мастерства"Калейдоскоп методических идей".
Содержание проекта:
Предлагаемый проект проводился с детьми и родителями подготовительной группы на базе МБДОУ № 3 д/с «Сказка".Этот проект является итоговым, основанным на детско-родительских мини-проектах.
В проекте «Люби и знай родной свой край!» прослеживается последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: Семья- «Моей семьи незримое тепло» ; Культурное наследие родной семьи- «Тканые узоры моих прабабушек»;Детский сад -«Моя любимая «Сказка»; Родная улица -«Улица, на которой я живу»; Родной город-«Шахунья-любимый город». Эти мини- проекты посвящены изучению самого ближнего детского окружения – семьи и заканчивая родным городом. Каждый мини-проект раскрывает тот мир, который окружает ребёнка со дня его рождения и кажется знакомым , но углубившись в познание своей семьи, родного края,родители и дети начинают узнавать знакомое и близкое с новой стороны. Все семейные мини-проект интересны по своему, а самое главное они практичны и реальны. Проекты пробуждают в детях интерес к истории своей семьи, своего города , дают ребёнку и его родителям возможность увидеть себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Работа над проектами наполняет жизнь семьи не обычными, интересными моментами , помогают развивать внутрисемейные взаимоотношения.
Проект краткосрочный : срок реализации 3 недели.
Условия реализации проекта
Проект«Люби и знай родной свой край!» рассчитан для опытных педагогов, работающих на старшей или подготовительной группе. Педагог должен любить свою родину , также обладать глубокими знаниями по истории родного края и методической системой обучения и организации работы с детьми по данной теме. Педагог должен уметь заинтересовать и родителей и детей в предстоящей деятельности.
По теме краеведения я работаю уже много лет, она мне близка и интересна. Созданная система работы, ориентированная на повышение уровня этнокультурных, исторических знаний у старших дошкольников и заинтересованности и активного участия родителей воспитанников в этой работе. Предметно-развивающая среда в группе очень важна для реализации проектов по этой тематике. Поэтому я постаралась организовать предметную среду так, чтобы она отвечала интересам и потребностям детей:
- в группе создан мини-музей «Тканые узоры». В нем представлены тканые изделия мастериц Шахунской художественной фабрики:тканые салфетки. скатерти.
В мини-музее есть уголок ряженья. Многие вещи в этом музее сшиты руками родителей: сарафаны, кокошники, и т.д.
Уголок «Полочка красоты» никогда не остается без детского внимания. Там расположены различные экспонаты декоративно-прикладного искусства: тканые салфетки, дымка, гжель, хохлома и т.д.
Интерьер музея украшает так называемый «домотканый» половик, органично вписываются в интерьер музея объемные картины, рассказывающие о последовательности изготовления тканых изделий.
В мини-музее «Тканые узоры» есть творческий уголок, где дети могут проявить свои способности: заняться плетением из бумаги, тесьмы, что они и делают с большим удовольствием.
Интерьер мини-музея «Тканые узоры» постоянен, меняются только экспонаты.
Очень важно, в работе над проектом и социальное партнёрство.
В нашей группе на протяжении нескольких лет сложилось эффективное взаимодействие с объектами социального окружения (районный этнографический музей, библиотека, художественная школа и т. д.), которое играет неоценимую роль в реализации данного проекта , способствует обогащению представлений детей о истории и культуре родного края, развивает любознательность, кругозор детей. Я привлекаю родителей к организации и проведению экскурсий в музеи, библиотеки города. Делаю фото и видеоотчёты для родителей о прошедших экскурсиях, что способствует заинтересованности родителей воспитанников в проводимой работе.
Диагностика эффективности работы по выработанному направлению проводилась в процессе обследования воспитанников и их родителей.
К сожалению, по данному направлении системные методические материалы отсутствуют. Поэтому в разработке диагностического материала опиралась на программу О.Л.Князевой, М.Д. Махневой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т.И. Оверчук «Мой родной дом»,примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Василевой, учитывая специфику своего края, возраст детей.
Планируемые или полученные результаты
Проблема:
Отсутствие у родителей заинтересованности в осуществлении совместной познавательно-исследовательской деятельности, понимания значимости проводимой работы по знакомству с родным краем, малой Родиной.
Цель проекта:
Приобщить детей и их родителей к изучению своей малой Родины посредством реализации семейных мини-проектов.
Этапы реализации проекта.
Первый этап: подготовительный:
-Анализ семей группы для определения их творческих возможностей в работе над мини-проектах;
-Сбор и анализ информации по теме;
-Определение направления взаимодействия;
-Повышение компетентности родителей о проектной деятельности.
-Информирование родителей о проводимом мероприятии.
-Формирование творческой группы родителей, заинтересованных в работе по реализации мини-проектов;
-Установление индивидуальных контактов с семьями (кто участвует в работе над проектами) ,для определений направлений взаимодействия.
-Разработка плана сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия,обсуждение и утверждение тематики проектов;
-Определение размера материальных затрат по реализации проекта.
Второй этап-практический:
Разработка методических материалов для реализации мини-проектов;
- Реализация детско-родительских мини-проектов.
-Практическая работа с родителями: оказание практической помощи родителям в разработке и реализации мини - проектов.
-Повышение педагогических и воспитательных умений родителей через проведение консультаций, бесед.
Третий этап - оценочно-рефлексивный:
-Проведение анализа проделанной работы
-Обобщить собранный текстовой, видео, фотоматериал.
-Представление своего опыта работы на педсовете.
-Определение перспективы дальнейшего сотрудничества по мини-проектам с родителями и детьми группы.
-Презентация проектной деятельности на педсовете.
-Итоговое анкетирование родителей.
-Выводы по проекту.
Реализуя в ходе проекта поставленные цели и задачи, я планировала достичь следующих результатов:
1. Реализованы семейные мини- проекты в рамках единого проекта
2 . Позитивная динамика родителей в осознании значимости совместной познавательной деятельности с ребенком и удовлетворения от полученных результатов
3. Повышен уровень компетентности родителей и воспитателей в вопросах приобщения детей к истории и культуре родного города, семьи, средствами познавательно-исследовательской деятельности
4.Расширены знания у детей о родном городе, его истории, истории своей семьи.
В конце проекта, в ходе анкетирования, бесед с родителями и наблюдения выяснилось, что все поставленные задачи были реализованы и получен значительный результат, работа над проектом увлекла и стала для родителей накоплением знаний, ценного опыта.Важно что родители поняли, как прекрасны и красивы родные места, почувствовали неразрывную связь с ними, взглянули на мир и на своих детей другими глазами, а дети имели возможность вместе с семьёй экспериментировать, узнавать и исследовать,с интересом и пользой провести свободное время.
Видеоролик с рассказом о проекте