Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1784
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие познавательных, художественно-эстетических способностей, пространственного мышления, мелкой моторики и вовлечение родителей в образовательных процесс
Название проекта
От объёма - к плоскости
Целевая группа
Дети от 2 до 7 лет и их родители. Без ограничений
Содержание проекта
Задачи проекта - создание условий для формирования у детей интереса к продуктивной деятельности, пространственного мышления, профессиональное сопровождение родителей, сопровождающих деятельность детей
Основная деятельность осуществляется в формате групповых или индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей, а также мастер-классов по техникам, используемым в занятиях с детьми.
Проект осуществляется в течение года при условии посещения ребёнком занятий 2 раз в неделю, и 2 учебных лет в случае посещения 1 раза в неделю; продолжительность одного занятия в соответствии с нормами СанПиН
Примерный алгоритм занятия:
- демонстрация объемной модели изучаемого предмета и чувственное изучение её ребёнком;
- изготовление изучаемого предмета в объемных видах продуктивных техник - конструировании из деталей конструктора, работе с самодельным тренажёром либо лепке с акцентом на изучаемый (закрепляемый) объемный сенсорный эталон;
- игровые действия либо игра с полученными поделками;
- перевод в плоскость с соответствующими лишь ей терминами (лепили шары - клеим КРУГИ, собирали ракету из кубов, конусов и треугольных призм - клеим ее из -соответственно - квадратов и треугольников) в плоскостных видах продуктивных техник - аппликации либо рисовании, а чаще всего аппликации с дорисовыванием;
- сравнение плоскостной открытки с объемным оригиналом;
- игра с водой или сыпучими материалами.
Велика роль родителей во время деятельности детей: подбадривая словесно, взрослый в идеале старается не прикасаться к материалам, выданным ребенку; таким образом, ребенок чувствует поддержку взрослого, верит в свои силы и привыкает к самостоятельности. Взрослый же, со своей стороны, привыкает - под наблюдением педагога- к мысли о том, как необходимо давать ребенку возможность сделать самому все то, с чем он уже в состоянии справиться.
Данный проект является самостоятельной методикой. Может предшествовать более сложной и углубленной работе с ребенком для подготовки к изучению геометрии, конструирования, предметам художественно-эстетического цикла и т.п. Занятия по этой методике могут быть частью коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии.
Условия реализации проекта
Для реализации проекта не требуется специальная квалификация. Дополнительное обучение необходимо лишь по инновационным техникам, делающим занятия для детей интересными. По данной методике могут работать специалисты, уже работающие с детьми - дефектологи, психологи, логопеды, воспитатели, а также родители детей.
Оборудование и инструментарий: округлый стол; магнитная доска, напольная или настольная; стеллаж или многоуровневый столик на колесиках (для раздаточного и демонстрационного материала). Материалы должны быть разнообразны по размеру, цвету, форме - в соответствии с темой и целями каждого занятия.
Диагностический инструментарий для детей от 2 до 3 лет и методические материалы опубликованы в моем пособии "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста" (Волгоград: Учитель, 2014). Методики диагностики развития мелкой моторики и пространственного мышления для детей более старшего возраста находятся в стадии разработки.
Планируемые или полученные результаты
Один из главных и видимых результатов проекта - самостоятельность и полное включение ребенка в игровое занятие с первых минут. В результате занятий по методике " От объёма - к плоскости" 60-70 % детей выходят на высокий уровень развития мелкой моторики, остальные - на средний; как следствие, у детей улучшается речь, что отмечают родители и логопеды. Также родители замечают, что детские рисунки с изготовленной собственноручно натуры становятся более точными. Если говорить об образовательном результате, то в скором времени, занимаясь по данной методике, ребенок, равно как и его родители, перестают путать понятия стереометрии и планиметрии; дети закрепляют представления о разных проекциях одного пространственного объекта. Таким образом, дошкольник готовится к переходу от пространственного мира вещей и предметов к миру плоскости и знаков - к школьному периоду.
Видеоролик с рассказом о проекте