Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1765
Тематика
Другое
Тематика (другое)
практики сотрудничества с родителями обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в инклюзивном образовательном процессе
Название проекта
Проект сотрудничества с родителями дошкольников с кохлеарными имплантами в процессе инклюзивного образования (в группе со слышащими детьми) «Сочиняем рассказы с мамой»
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, посещающими группы в ДОУ комбинированного вида вместе со слышащими сверстниками, а также с родителями, претендующими на получение дошкольного образования их детьми с кохлеарными имплантами в группе ДОУ комбинированного вида.
Для работы с проектом привлекаются учителя-логопеды, учителя-дефектологи, сурдопедагоги, воспитатели.
Проект рассчитан на дошкольников с кохлеарными имплантами на любом этапе слухоречевой реабилитации. Материалы проекта применимы для работы со слабослышащими дошкольниками.
Содержание проекта
Цель проекта: включить родителей в практику образовательной коррекционно-развивающей деятельности со своими детьми с кохлеарными имплантами для повышения эффективности слухоречевого развития детей, а также формирования родительской педагогической компетентности.
цель достигается через:
-реализацию принципа сотрудничества с семьёй воспитанника;
- решения задачи Стандарта ДО по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;
- осознание родителями ответственности за реализацию ИАОП своего ребенка с кохлеарным имплантом через принятие посильного участия в его слухоречевом развитии.
Проект реализуется в два этапа:
На 1 этапе технология сочинительства рассказов по фотографиям реализуется педагогами.
Чтобы у ребенка после кохлеарной имплантации возникла потребность в говорении, необходимо дать ему возможность пользоваться речевым материалом и наглядными средствами, интересными и актуальными для него. Интересной будет тема про него самого и его близких, а материалом послужат сюжетные последовательные фотографии.
Педагоги действуют следующим образом: фотографируют ребенка в течение определенного времени или события в детском саду так, чтобы потом по десяти–двенадцати распечатанным кадрам можно было в рассказе восстановить событийную цепочку. Ребенок рассматривает с педагогом фотографии, размещает их в фотоальбом по порядку в логике события, с помощью (или самостоятельно) рассказывает об этом событии.
Результаты:
1. У дошкольников с сохранным и нарушенным слухом в группе возникает общий интерес к рассматриванию фотографий, содержательной коммуникации;
2. У дошкольников после кохлеарной имплантации появляется потребность в речи (хочется рассказать о себе);
3. Происходит естественная активизация речевых возможностей и расширение словарного запаса;
4. При фотографировании событий и дальнейшем их использовании в виде рассказов на групповых занятиях, на индивидуальных занятиях с логопедом, дефектологом и в свободном общении дошкольников происходит непосредственное освоение содержания ИАОП.
На 2 этапе педагог рассказывает родителям про данную технологию, показывает образцы «книжек», сделанных с детьми. Книжки представляют собой фотоальбомы: на одном развороте помещается фотография и текст к ней. Текст может сопровождаться заданиями, вопросами, загадками. (Читающие дети могут пользоваться ими при проведении бесед, «уроков» с детьми группы в роли «учителя»). Педагог предлагает родителям дошкольников с кохлеарными имплантами сделать ряд фото по событию на выходных. Фоторяд может включать в себя поход в театр или к бабушке, совместное приготовление пищи, просто прогулку и т.д. Дома родители с ребенком располагают фото в альбом, придумывают рассказу название, обговаривают содержание, делают подсказки для пересказа.
Частота проведения фотосъемок-один-два раза в месяц.
Фотокнига используется как основной материал при проведении занятий по слухоречевому развитию, и при НОД в качестве дополнительного материала.
Условия реализации проекта
Для релизации проекта необходима слаженная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога (сурдопедагога), воспитателя. Специалисты должны быть проучены по программе работы с детьми с кохлерными имплантами.
При реализации проекта не требуется дополнительных затрат – достаточно фотоаппарата (или телефона, оснащенного хорошей камерой), и желания создать историю вместе с ребенком.
При выборе темы для фотокниги можно опираться на лексические темы, изучаемые в группе, время года, либо значимое событие в жизни ребенка.
Планируемые или полученные результаты
В ходе реализации проекта предполагается:
а) проинформировать родителей о доступных для реализации ими формах, приемах и средствах, способствующих развитию у дошкольников с кохлеарными имплантами слухового восприятия и устной речи, коммуникации со слышащими сверстниками;
б) показать, как «работает» технология «сочинительства» рассказов по фотографиям;
в) включить их в реализацию данной технологии с помощью фотографий, сделанных в семье на выходных.
Результаты проекта:
создана "фотобиблиотека" группы, включающая в себя фотоматериал по различным лексическим темам, о посещении различных развлекательных и культурных учреждений (цирк, кино, театр, выставки), семейных праздниках и традициях.
Дети с сохранным и нарушенным слухом легко вступают в коммуникацию, обсуждают увиденное в фотокнигах. Родители включены в образовательный процесс в качестве партнеров, количество и качество освоенных ими форм и приемов развития слухового восприятия и устной речи значительно расширены.
Видеоролик с рассказом о проекте