Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1736
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Шустрая пешечка"
Целевая группа
Проект направлен на детей старшей группы, не владеющих игрой в шахматы, НО проявивших желание научитЬся.
Выявить уровень развития мыслительных операций и предпосылок к игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение уровня развития мыслительных операций и предпосылок к игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1)Выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить уровень развития предпосылок к игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив литературу по проблеме, нами был подобран и апробирован диагностический комплекс, который включал следующие методики:
1. Методика «Три квадрата» (А. З. Зака)
2. Методика «Архитектор и строители» (Т.А.Огнева)
3. Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов).
4. Методика «Последовательность событий» (Н.А. Бернштейн).
5. Методика «Что здесь лишнее» (Р.С. Немов).
Выводы: В дошкольном возрасте словесно - логическое мышление не является основным видом мышления. Однако развитие элементов логического мышления в этом возрасте является залогом их успешной деятельности в школе. Одной из задач детского сада и является развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
При систематической работе можно достичь существенного прогресса в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Стартовая диагностика показала, что наибольшие затруднения вызывают такие мыслительные операции как сравнение, абстрагирование. Детям трудно отвлекаться от конкретных ситуаций, находить сходства между предметами. В классификации наиболее сложным является обозначение группы предметов одним словом, что говорит о недостаточном осмысливании действий.
Содержание проекта
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. В процессе обучения шахматной игре ребёнок овладевает предметными действиями, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
3. Шахматы разавивают умение правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
4. Шахматы развивают умение мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Функции шахмат в развитии детей
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
• Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
• Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
• Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке, в условиях ДОУ руководители кружков используют различные физ. минутки.
Проект рассчитан на два года. Первый год обучения дети знакомятся с шахматной терминологией, на второй год решают шахматные задачи. Проект реализуется в форме еженедельных занятий в игровой форме, открытых мероприятиях, шахматных турнирах на разных уровнях.
Для планомерного и последовательного овладения игрой в шахматы детьми старшего дошкольного возраста мной была разработана и реализована программа «Шустрая пешечка». В основе моей системы работы ведущий метод игровой.
Условия реализации проекта
Педагог должен уметь играть в шахматы и постоянно пополнять свою методическую копилку. Этого можно добиться следующим образом:
1. Изучение специальной литературы (самообразование)
• "Шахматы. 1 год. Учусь и учу." (Пособие для учителя) Сухин И.
• "Шахматы. 2 год. Учусь и учу." (Пособие для учителя) Сухин И.
• «Малыши играют в шахматы» Гришин В.Г.
2. Посещение ШИПО (обмен опытом), посещение шахматных курсов (шахматный клуб «Чемпион)
Для реализации проекта необходимо иметь:
3. Студия и материалы
-Специализированное помещение (небольшой кабинет )
-Большая демонстративная доска (можно расположить на магнитной доске)
-Шахматные доски, разных видов (не менее 8 шт.)
-Дидактические игры ("Найди лишнее", "Чего не хватает", "Шахматные схемы" и др.) .
На каждое занятие ребята приносят тетради, в которые вклеивают раздаточный материал отражающий тему занятия. Например, тема: «Знакомство с ладьей»: мы вклеиваем схему, которую дети заполняют и затем по ней составят рассказ про фигуру, стихотворение, раскраску и конечно задание, которое ребята выполняют дома вместе с родителями. Благодаря таким тетрадям, родители могут контролировать и отслеживать успехи своих детей.
Планируемые или полученные результаты
Самым главным итогом является то, что дети на заключительном этапе проекта могут самостоятельно играть в шахматы, участвовать в шахматных турнирах, многие выпускники детского сада отправляются в шахматные школы совершенствовать свое мастерство.
Видеоролик с рассказом о проекте