Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1684
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
"Бюро прогноза погоды" на основе примет чувашского народа
Целевая группа
Проект направлен на работу с детьми 4-7 лет, родителями, воспитателями,специалистами детского сада. Проект вовлекает родителей в совместную деятельность с детьми и в изучение природы родного края; национальных особенностей и традиций.
Специалисты связывают познание природы со всеми видами детской деятельности.
Наш проект участвует в республиканской экспериментальной площадке по апробации моделей (рабочих программ) этноэкологического образования.
Содержание проекта
Проект «Прогноз погоды на основе примет чувашского народа» разработан творческой группой воспитателей МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»» г. Новочебоксарска. Руководитель творческой группы - заведующий МБДОУ Балукова Валентина., научный руководитель - Мурашкина Татьяна старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ЧРИО г. Чебоксары .

Цель проекта:
Развитие познаваетельно-мыслительной, творческой деятельности ребенка-дошкольника 4-7 лет на основе использования чувашских народных примет о погоде. Воспитание любви к природе родного края и уважения к традициям чувашского народа.
Задачи:
1. Формирование системы знаний о природе родного края (о ее компонентах и взаимосвязях) на основе чувашских народных примет. (Систематизация знаний детей дошкольного возраста: о растениях, птицах, насекомых, об их способности изменять свое поведение в связи с предстоящей погодой; о неживой природе)
2. Развитие умения прогнозировать погоду на основе чувашских примет.
3. Воспитание эмоционально положительного отношения к природе родного края и уважения к народным традициям.
Шаги реализации:
1. Изучение чувашских народных примет о предсказании погоды.
2. Разработка системы ознакомления с чувашскими народными приметами о погоде по циклам:
- «Растения-барометры»
- «Птицы-метеорологи»
- «Насекомые-предсказатели погоды»
- «Прогноз по неживой природе»
3. Подбор чувашских народных примет о погоде для использования в работе с детьми
4. Экологизация развивающей предметной среды, с учетом специфики чувашских народных традиций наблюдения за погодой.
5. Создание эмоционально насыщенной атмосферы в детском саду путем использования чувашских народных примет о погоде на русском и чувашском языках.
6. Проекты деятельности по использованию системы ознакомления с чувашскими народными приметами о погоде в средней, старшей и выпускной группах.
7. Создание условий для самостоятельной творческой деятельности. Обучение детей старшего дошкольного возраста специфике моделирования народных примет о погоде
Условия реализации проекта
Формы и методы работы:
С детьми
□ комплексные и интегрированные занятия
□ наблюдения, экскурсии, туризм, целевые прогулки
□ игры природоведческого характера, викторины, КВН, развлечения
□ клубы «Натуралист» «Исследователи природы»
□ прогнозирование
□ рифмование
□ моделирование, лаборатория юного эколога
□ решение логических задач
□ экологические игры
□ инсценировки, театрализация
□ групповые журналы «Природные барометры», «Наблюдай-ка»

С педагогами
□ педсовет «Природа - как средство познания окружающего мира»
□ семинар «Прогнозирование погоды на основе примет чувашского народа»
□ консультация «Формирование у ребенка обобщенных представлений о природе»
□ экологический клуб «Натуралист»
□ выставки «Сказки о растениях», «Секреты Красной книги», «Народные приметы в творчестве детей»
□ смотры-конкурсы «Фантазии в природе», «Наши грядки на огороде»
□ стенгазета «У природы нет плохой погоды»
С родителями
□ семинар «Приметы о погоде Чувашского края»
□ консультации «Синоптические способности животных», «Оркестр окружающей природы (неживая природа)»
□ журнал «Барометры природные», «Наблюдай-ка»
□ викторина «Слышали, что говорят об этом чуваши?»
□ конкурсы «Кто поможет нам вырастить урожай?», «У каждой приметы своя привязка»
□ конкурс плакатов «Самочувствие окружающей природы»
В детском саду, летом на даче дети наблюдают за природными объектами, рассказывают о них, проверяют их достоверность, фиксируют в календарях наблюдений
Планируемые или полученные результаты
Доказана эффективность проекта, включающего непосредственное взаимодействие с миром природы в процессе различного вида наблюдений на прогулках и экскурсиях, направленных на формирование у детей экологических представлений о природе родного края; использование элементарных опытов, труда в природе, моделирования, природоведческих игр, рассматривание иллюстраций, народного фольклора, которая способствует внедрению в эколого-педагогический процесс дошкольного учреждения многовекового опыта коренного населения по воспитанию правильного отношения к природе.
В процессе реализации проекта у детей был сформирован устойчивый интерес к природе местного края, ее состоянию. Они приобщились к этнокультурным традициям взаимоотношения человека и природы, научились делать несложные выводы на основе установления существенных связей и зависимостей, используя произведения устно-поэтического творчества.
Разработанный проект и его реализация позволили существенно улучшить процесс этноэкологического образования в практике работы дошкольного учреждения на основе использования опыта взаимодействия чувашского народа с природой и приобщения детей к этнокультурным традициям Чувашии.
Видеоролик с рассказом о проекте