Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1675
Тематика
Другое
Тематика (другое)
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе традиционной народной культуры
Название проекта
О старинушке поведай
Целевая группа
Представленный проект рассчитан на несколько целевых групп. Первичная целевая группа, для которой создавался проект - дошкольники старшего возраста. Целевая группа, которая будет гостями, участниками народных праздников, актёрами, исполняющими взрослые роли в сценах из народной жизни - это педагоги и родители ДОУ. Целевая группа, управляющая проектом - музыкальный руководитель, педагоги, специалисты отдела традиционной народной культуры ЦТНК "Лад" и МУК ДК г. Великий Устюг. Следует особо выделить региональную специфику проекта, в связи с чем вторая целевая группа, педагоги и специалисты, должны обладать компетенциями в области традиционной народной культуры Вологодской области. Главным критерием включения детей в первую целевую группу является наличие интереса к жизни прошлых поколений, подкреплённого детским опытом встреч и общения с элементами культурного наследия. У многих детей в сельских поселениях района живут прабабушки и прадедушки, в домах которых сохранились предметы старинного быта, а в памяти ещё живут напевы старинных песен, детские игры, потешки, прибаутки. Приезжая в деревню, дети встречаются с особым укладом деревенской жизни, в котором до нашей поры сохранились коллективность и традиционность. Проект помогает перевести впечатления в нравственные чувства и понятия, расширяет границы детского миропонимания.
Так как проект включает в себя инструментальное музицирование, то немаловажную роль имеют музыкальные компетентности дошкольников: умение владеть своим голосом, яркий тембр, хорошая память, развитая мелкая моторика пальцев рук. В связи с многоплановостью разделов проекта возможно разделение детей по их желанию и способностям: одни будут исполнять фольклорные образцы, другие осваивать игру на свирели, третьи станут заводилами игр, а четвёртые артистами кукольных спектаклей. То же можно сказать и о второй целевой группе. Родители и педагоги могут быть простыми гостями на народном празднике или посиделках, а могут активно помогать в зависимости от своих умений и предпочтений. Можно предложить родителям помочь с изготовлением кукол для спектаклей, с реконструкцией предметов старины, с выпечкой печенья на традиционные праздники (козули, тетёрки, жаворонки), а родители-музыканты, владеющие народными инструментами, украсят любую песню, игру, праздник.
Содержание проекта
Воспитание интереса к традициям и обычаям своего народа – один из основных компонентов в процессе формирования нравственности дошкольников в свете реализации ФГОС в дошкольном образовании. Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам культурных традиций своего края.
В рамках проекта осуществляется несколько подпроектов: "Будет горенка нова" (знакомство с устройством избы-горницы, предметами мебели и обихода, по возможности, их применение и изготовление совместно с родителями); "Гори, гори, ясно" (народные детские игры и забавы); "Круглый год" (традиционные обряды и праздники, их подготовка и "проживание"); "Веселее и дружнее мы играем на свирели" (инструментальное музицирование на свирелях); " Вологодская говОря" (постановка фольклорных сказок в кукольном театре). Задачи:
формирование представлений детей и родителей о жизни в старину, о традициях и обычаях русского народа;
удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через развитие творческой деятельности (театрализация, пение, танец, музицирование, игра);
воспитание уважительного и бережного отношения к музыкальному фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
осознание себя преемниками народных традиций;
формирование мужского и женского стереотипов поведения, семейных ценностей в соответствии с традиционными нравственными установками;
развитие познавательного интереса, речи, музыкальных и театральных способностей;
организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Основные этапы реализации проекта
I этап организационно-подготовительный (поиск и обработка информации, внедрение проекта в образовательную и внеурочную деятельность, создание условий для реализации проекта)
II этап основной (реализация основных мероприятий проекта)
III этап завершающий ( посиделки, праздники, кукольные спектакли, ансамбль свирелей, рассказывание сказок)
Проект долгосрочный, срок реализации 2 года. В старшей группе начинаем знакомиться со стариной: основы быта, предметы старины, как украсить, как пользоваться. Учимся играть в народные игры и слышим непонятные слова. Делаем вывод, что надо употреблять старые слова, понимать их смысл. Учимся петь календарные песни: колядки, заклички. Начинаем с текстов, проговариваем, понимаем, потом только напеваем. Задачи петь чисто в унисон не ставится! Каждый учится прислушиваться к голосу соседа, "сливаться" голосами. Начинаем рассказывать фольклорные сказки, с диалектами, с театрализацией. Ставим кукольные спектакли, участвуем в посиделках и праздниках.
В подготовительной группе изучаем традиции, обряды, участвуем в них. Беседуем с употреблением диалектных слов. Учимся петь игровые хороводные, обыгрывать содержание. Проживаем народные праздники, восстанавливаем обряд, в котором участвовали дети. Участвуем в конкурсах. Показываем вертеп, кукольный спектакль по фольклорной сказке. Играем в ансамбле свирелей на концертах и конкурсах. Умеем представить предмет старины перед детской аудиторией.


Условия реализации проекта
Руководитель проекта просто обязан любить традиционную народную культуру, быть способным к её глубокому изучению и пропагандированию. Автор и руководитель представленного проекта на протяжении 20 лет являлась руководителем фольклорного ансамбля Великоустюгского педагогического колледжа, участника городских и районных мероприятий; 10 лет работала в должности хормейстера-руководителя детского фольклорного коллектива МУК "ДК г. Великий Устюг"; 18 лет популяризирует традиции Вологодского края в рамках Всероссийского проекта"Великий Устюг - родина Деда Мороза", являясь автором и ведущей фольклорных программ для туристов. Разрабатывала и реализовывала в педагогическом колледже образовательные рабочие программы "Этнопедагогика", "Основы народной культуры", " Детский музыкальный фольклор", "Народные игры Вологодского края". Прошла стажировку в лаборатории традиционной народной культуры в ВГПУ по теме "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Педагоги повысили свою компетентность в области традиций, обрядов, праздников, материальной культуры путём консультаций и самообразования. Родители освоили технологию пошива народного сарафана, рубахи для мальчика, интерьерных украшений. Для реконструкции старинных предметов папам пришлось изучить особенности их устройства, крепления и покраски. С целью повышения компетентности в области традиционной народной культуры можно обратиться за консультацией или помощью к специалистам (указаны в целевой группе).
В 2012 году в детском саду автором данной работы из складского помещения была оборудована уютная горенка. Старинные предметы, мебель, утварь отыскивалась в домах педагогов, работников, родителей.
В горнице созданы условия для занятий детей фольклором, здесь проводятся народные праздники, игрища, организуются интерактивные познавательные программы и экскурсии.
Условия кабинета- горницы позволили максимально приблизить обрядовые программы к естественной среде бытования. На посиделках девочки сидят за прялками, достают наряды из расписного сундука, ставят на стол нехитрую посуду из старинной «горки». Для крещенских гаданий припасены дрова, солома, зерно, медное блюдо, а для старинных народных игр собраны необходимые атрибуты.
В горнице народная традиционная культура становится частью детской жизни, делая ее богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее.
Для реализации подпроекта "Веселее и дружнее мы играем на свирели" были закуплены свирели детские.
Для реализации подпроекта " Вологодская говОря" в соавторстве с педагогами были изготовлены комплекты кукол и декораций для кукольного театра: вязаный театр, платковый театр, куклы-марионетки.
Автором проекта с помощью родителей сшиты фольклорные костюмы для девочек и мальчиков.
Важным моментом в работе является прослушивание записей аутентичного фольклора. Пополнена фонотека и видеотека.
Планируемые или полученные результаты
Проведение календарных праздников в горнице:
Кузьминки
Пришли святки, запевайте-ка колядки
Вертепный театр
Широкая масленица
Благовещенье.
Праздник Кузьминки показан на Районном МО музыкальных руководителей.
Святочные игрища, вертепный театр и масленицу проводили для нескольких групп ДОУ города.
Участие в конкурсах :
Ансамбль свирелей - районный конкурс "Устюгские звёздочки"; 3 Всероссийский конкурс-фестиваль "Свирель-инструмент мира, здоровья и радости" ;
Кукольный театр - ежегодный конкурсный показ спектаклей по фольклорной сказке на межрегиональном конкурсе-фестивале "Кукольный мир в гостях у Деда Мороза";
Фольклорный ансамбль - ежегодный фольклорный районный фестиваль "Круглый год" номинации "Театрализация", "Сказители".
Личностные качества: ребёнок проявляет устойчивый интерес к культуре предков, к обычаям и традициям русского народа;
может исполнить фольклорные образцы календарных и игровых песен;
может организовать народную игру ;
способен привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о жизни в старину, о собственном продукте художественно-творческой деятельности; способен привлечь родных к созданию художественно-творческого продукта.
Интеллектуальные качества:
способен разработать план действий по созданию продукта художественно-творческой деятельности;
демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности), проявляет эстетическое чувство в процессе исполнения песен, плясок, при восприятии музыки, связанной с праздником, при рассказывании сказки и её театрализации, при постановке кукольного спектакля, при музицировании на свирелях и шумовых инструментах (ложки, трещотки, рубель)
Физические качества: активно участвует в народных соревновательных играх; способен довести работу до конца.

Мониторинг уровней нравственно-патриотического воспитания был составлен на основе методик:
Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств, любви к родному городу у старших дошкольников. Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:
уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.
Мониторинг дошкольников. (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н.В. Микляева)
История народной культуры и традиций. Народные праздники. Жилище , предметы быта.

Методы: беседа, творческое задание.
Вопросы и задания:
Какие народные праздники ты знаешь? Календарная приуроченность. Главная традиция, обряд праздника? Исполни песню праздника.
Жилище. Название помещений в русском доме. Предметы мебели, утварь. Игровое задание "Найди лишний предмет". Проведи экскурсию в любимый уголок горницы.
Диалект. Замени современное слово диалектным.
Представь детям праздничный и будничный костюм.
Организуй с детьми народную игру.
Диагностика в начале работы в проекте и в конце.
Начало: 20% - средний, 80% - низкий
Конец: 60% - высокий, 40% - средний
Видеоролик с рассказом о проекте